Главной идеей проекта является создание модели формирования культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся в образовательном процессе неотъемлемой чертой которой является согласованная деятельность всех педагогов учреждений образования, в рамках как уроков по учебному предмету, так и на специальных факультативных занятиях, на занятиях в объединениях по интересам, а также образовательных мероприятиях: экологических акциях, образовательных путешествиях, встречах со специалистами, проектной и исследовательской работы и т.п.

В Центре созданы условия, которые позволяют:

изучить состояние и организацию обучения в учреждениях образования экономии энергоресурсов;

проводить обучающие семинары для педагогов учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи по теме «Энергосбережения»

формировать у учащихся культуру энерго-ресурсосбережений; организовать эффективное обучение учащихся;

привлечь учащихся к освоению определенных знаний по экономии энергоресурсов, саморазвитию, самосовершенствованию.

Повышенное внимание к проблемам экономии энергоресурсов

Формулировка целей и задач инновационного проекта

Цель инновационного проекта: разработка и внедрение оптимальной модели образовательного процесса по формированию у учащихся культуры энерго- и ресурсосбережения

Задачи:

-                   изучить и проанализировать современное состояние проблемы формирования культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся в теории и практике педагогики;

-                   осуществить комплекс мероприятий по разработке модели образовательного процесса по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся;

-                   теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель организации образовательного процесса в учреждениях образования по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся

-                   использовать педагогические возможности социального партнерства как эффективного инструмента управления;

-                   организовать психолого-педагогическое сопровождение участников инновационного проекта;

-                   обеспечить взаимодействие между учреждениями дополнительного образования детей и молодежи и учреждениями общего среднего образования детей и молодежипо формированию культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся;

-                   обеспечить взаимодействие

-                   разработать комплексное методическое обеспечение организации образовательного процесса по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся.

Объект инновационной деятельности: образовательный процесс по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся. Предмет инновационной деятельности: модель организации образовательного процесса в учреждении образования по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся.

Концептуальные положения

В основу инновационного проекта положены следующие теоретические подходы:

В последнее десятилетие отечественными и зарубежными педагогами разработаны учебно-методические комплексы по проблеме энерго- и ресурсосбережения. Однако они в основном касаются внеурочной деятельности. В этих материалах не отражены дидактические основы включения вопросов энергосбережения в учебные занятия в рамках утвержденных учебных программ. В результате внедрения данных комплексов увеличилось число педагогов и учащихся, принимавших участие в конкурсах проектно-исследовательских работ, посвященных проблеме энерго- и ресурсосбережения. Педагогически обосновано, что процесс воспитания учащихся и образовательный процесс, в целом, могут быть эффективными, если они строятся в соответствии со следующими методологическими подходами.

Системный подход.

Термином "системный подход" обозначается группа методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Необходимость системного подхода в науке и образовательной практике обусловлена рядом причин: во-первых, образовательные системы являются сложными образованиями; во-вторых, наблюдается интеграция знаний; в-третьих, существует потребность в управлении системами. Образовательный процесс и урок, в частности, должны строиться как открытые системы, включающие целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный компоненты. Эти компоненты должны быть в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Если, например, цель урока связана с повышением культуры энергопотребления учащихся, то должны быть подобраны соответствующее содержание, методы и средства обучения. В то же время, цель должна быть обусловлена содержанием.

Деятельностный подход.

Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею же обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По А.Н.Леонтьеву, человеческая жизнь - это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей». Согласно этому подходу целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Еальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого - узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Для учителя это означает, во- первых, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность; во-вторых, учащиеся должны на основе актуализированных потребностей, принять от педагога или сформулировать собственную цель, спланировать и организовать свою деятельность, осуществить контроль и оценку полученных результатов, а также, в случае необходимости, их коррекцию.

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов, направленных на овладение учащимися актуальными компетенциями. С позиции данного подхода непосредственным результатом образовательной деятельности является сформированность у учащихся компетенций. Компетенция, как известно, (competenctia - лат.) - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, владеет знаниями и опытом, необходимыми для эффективной деятельности. Это - наперед заданное требование к образовательной подготовке человека, характеристика места, должности. Компетентность — владение человеком соответствующими компетенциями, которое включает и его отношение к предмету деятельности. Компетентность - это характеристика человека, как специалиста, как гражданина.

Перечисление определенных компетенций можно понимать как интегрированный результат образования, а создание такого списка можно рассматривать как намерение противостоять десоциализации, воспитать личность ученика в русле его ответственности перед собой и обществом, смягчить возможные последствия от неадекватного поведения и решений человека, вероятность которых существенно повышается в ситуации неопределенности и быстрых перемен в обществе. Поэтому компетентностный подход, в конце концов, направлен на приведение образовательной практики в соответствии с новыми реалиями и перспективами жизни.

Существует иерархия компетенций, формируемых в школе:

1)               предметные, которые могут формироваться в границах отдельных учебных предметов;

2)               общепредметные - относятся к определенному кругу учебных предметом и образовательных областей;

3)               ключевые— относятся к метапредметному содержанию образования.

К числу ключевых компетенций относятся присвоенные учащимися умения, включающиеся в понятие культуры энерго- и ресурсосбережения.

Избранные подходы детерминируют необходимость учителю следовать следующим принципам:

-                    принцип деятельности, который заключается в том, что учащиеся сами должны делать выводы о необходимости и путях энергосбережения, причем это они могут сделать только в результате собственной деятельности;

-                    принцип выбора из имеющихся альтернатив. На основе выбора учащиеся сами принимают решение о стратегиях поведения в практике энерго- и ресурсосбережения; -принцип активности, предполагающий вовлечения учащихся в практику пропаганды энергосберегающего поведения.

-кооперации школы и родителей, который заключается в поддержке родителями стремлений их детей к более бережному отношению к энергии и ресурсам;

Основные направления инновационной деятельности по реализации проекта:

 1. Работа с педагогами-участниками проекта:

-         мотивация педагогов на инновационную деятельность и создание

творческой группы участников проекта;

-         изучение отношения к инновации со стороны других педагогов;

-          изучение научной литературыи практических исследований, опыта работы других учреждений и педагогов по тематике инновационного проекта;

-          участие в семинарах, конференциях регионального, областного, республиканского уровня;

-          проведение открытых занятий, мастер-классов в рамках реализации проекта;

-          организация педагогического самообразования участников проекта;

-          фиксация педагогами в дневниках наблюдений хода и промежуточных результатов инновационной деятельности;

-          систематические отчеты членов творческой группы о ходе и итогах реализации инновационного проекта на педагогических совета и заседаниях методических объединений;

-          анализ динамики контрольно-оценочной компетентности педагога;

-          разработка практических рекомендаций для педагогов по оценке;

2. Работа с учащимися:

-          диагностика учащихся по выявлению уровня культуры энерго- и ресурсосбережения, проведение мероприятий (походы, слеты, соревнования, конкурсы, олимпиады, фестивали и др.);

-          психолого-педагогическое сопровождение учащихся (диагностика, проведение занятий с элементами тренинга, психологических, профориентационных игр и

др-);

-          встречи с людьми различных профессий, посещение музеев трудовой славы предприятий города, пожарно-технической выставки;

3. Работа с родителями учащихся:

-          разъяснение сути инновационного проекта родительской общественности;

-          изучение отношения к проекту со стороны родителей;

-          мотивация родителей на посещение учащимися объединений по интересам;

-          проведение родительских собраний с обсуждением вопросов формирования культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся;

-          информирование родителей о ходе и результатах реализации проекта;

-          индивидуальные консультации по теме проекта;

-          проведение совместных мероприятий, реализация творческих проектов с родителями.

4. Методическое обеспечение проекта:

-          информационное обеспечения проекта (подбор литературы, разработка методических рекомендаций, памяток);

-          разработка авторских педагогических продуктов (печатные, аудио-, видеоматериалы учебных занятий, воспитательных мероприятий, методических рекомендаций, памяток и т.д.);

-          корректировка программ объединений по интересам;

-          проведение консультаций для участников проекта;

-          помощь в организации педагогического самообразования участников проекта.

5. Диагностика и психологическое обеспечение проекта: 

  - диагностика индивидуальных особенностей, профессиональной направленности личности учащихся (методики: ’’Дифференциально­диагностический опросник" (Е.А.Климов), ’’Карта интересов“ (А.Е. Голомшток), ’’Тест Д. Голланда’’ Опросник профессиональных склонностей" (JI.A. Йовайша);

 

-          дляформирования готовности к принятию ценностно-нравственных карьерных решений проведение занятий с элементами тренинга: ’’Менеджер своей жизни“, ’’Кто есть Я?“, ”В поисках своего призвания".

-          проведение тренингов на повышение уровня коммуникативных качеств и тренингов креативности для педагогических кадров;

-          создание благоприятной атмосферы в коллективе в процессе реализации проекта.

Информационная поддержка проекта:

-          работа со средствами массовой информации (освещение мероприятий в рамках реализации проекта в СМИ);

-          выпуск информационных бюллетеней;

-          оформление информационного стенда со сменной информацией;

-          создание тематической странички на сайте Центра

-           Координационные мероприятия