Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Республиканский центр экологии и краеведения»

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ экспериментальной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

Катович Наталья Константиновна,

начальник управления воспитательной и идеологической работы

Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

 

 

Минск, 2017


Тема экспериментального проекта: «Апробация модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в системе дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи».

 

Руководитель: Катович Наталья Константиновна, начальник управления воспитательной и идеологической работы Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент 

Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта

Потребность современного рынка труда в образованных специалистах, мобильных к изменениям характера труда, освоению новых технологий вызывает необходимость создания целостной системы допрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечивающей профессиональное самоопределение обучающихся.

Профессиональное самоопределение обучающихся – сложный и длительный процесс поиска своего места в мире профессий, в ходе которого осуществляется информирование о мире профессий, формирование представлений об особенностях интересующей профессии, выбор профиля дальнейшего обучения и учебного заведения после окончания учреждения образования, сопоставление обучающимися своих физических и интеллектуальных способностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций и установок с требованиями профессиональной деятельности и возможными путями получения образования.

Эффективному профессиональному самоопределению обучающихся способствует преемственность допрофильной подготовки и профильного обучения в различных формах организации дополнительного образования детей и молодежи. Современная система дополнительного образования детей и молодежи — уникальная образовательная сфера, дополняющая систему общего среднего образования, имеющая самостоятельное социальное назначение.

Взаимодействие учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи сегодня весьма актуально и является отражением потребности педагогической практики. Благодаря интеграции общего и дополнительного образования возможно создание особой образовательной среды, разработка образовательных программ, новых методов и форм образовательной деятельности, что в совокупности создает основу для профилизации обучения.

В ходе экспериментального проекта будет осуществлена апробация содержания учебно-программной документации дополнительного образования детей и молодежи естественнонаучного профиля, скорректированного с содержанием программ предметов по естественнонаучному профилю общего среднего образования, обеспечивающего их преемственность.

Схема модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в системе дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи представлена в виде графического изображения (Приложение).

Модель базируется на идеях гуманистического, системного, компетентностного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов; принципах системности, непрерывности и преемственности образовательной деятельности.

Целью реализации данной модели является высокий уровень подготовки обучающихся по предметам естественнонаучного цикла и достижение профессионального самоопределения в данной сфере, что будет способствовать успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности.

Достижение цели предполагает решение следующих основных задач:

завершение профессионального самоопределения обучающихся;

подготовка к самостоятельной жизни и труду;

создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности.

Содержание модели реализуется путем использования потенциала учебных дисциплин, факультативных занятий, различных форм дополнительного образования детей и молодежи.

Учитывались основные особенности развития личности обучающихся:

на II ступени общего среднего образования: возникновение внутренней позиции, в основе которой лежит стремление быть взрослым; становление волевых качеств личности; развитие деловитости и организаторских способностей; повышение познавательной и творческой активности; появление новых мотивов учения; формирование системы личностных ценностей, определяющих содержание деятельности и общения; дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях; формирование социальных установок по отношению к себе, людям, обществу; формирование профессиональной ориентации. К ведущим видам деятельности для данной возрастной категории обучающихся относятся учебная, трудовая, общественная, досуговая. На этом возрастном этапе происходит раскрытие нравственной основы выбора жизненного пути, знакомство с конкретными видами трудовой деятельности; начинается построение позитивных жизненных и будущих профессиональных планов, формирование профессиональных интересов и готовности к выбору профессии. В этот период необходимо содействие в формировании жизненных целей и ценностей, ролевых форм поведения через общение со взрослыми и сверстниками, стимулирование деятельности объединений по интересам;

на III ступени общего среднего образования: начало практической реализации серьезных жизненных планов; профессиональное и личное самоопределение; завершение формирования системы позитивных социальных установок. К ведущим видам деятельности добавляется трудовая. Особенности процесса воспитания заключаются в создании педагогических условий для начальной профессиональной подготовки и профессиональных проб.

Модель включает в себя два блока – допрофильная подготовка и профильное обучение, имеющие общее организационно-методическое обеспечение, предметные области, мониторинг образовательной деятельности.

Допрофильная естественнонаучная подготовка как в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, так и в учреждении общего среднего образования реализуется через:

изучение типовых программ дополнительного образования;

профориентационную работу;

образовательные республиканские проекты;

объединения по интересам.

Профильное обучение в учреждении дополнительного образования детей и молодежи и учреждении общего среднего образования реализуется через:

изучения образовательных программ на повышенном уровне;

конкурсы научных работ учащихся;

научно-исследовательские объединения учащихся;

объединения по интересам.

Результатом реализации модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в системе дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи является:

освоенность обучающимся содержания образовательных программ;

завершение профессионального самоопределения обучающихся.

Объект исследования: процесс допрофильной подготовки и профильного обучения в системе дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи. 

Предметом исследования является преемственность допрофильной подготовки и профильного обучения в системе дополнительного  естественнонаучного образования детей и молодежи.

Цель экспериментального проекта заключается в определении эффективности и целесообразности модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в системе дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи.

Задачи:

1. Апробировать типовые программы и программы на повышенном уровне дополнительного образования, скорректированные с содержанием программ предметов общего среднего образования.

2. Выявить условия эффективной организации модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в системе дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи.

3. Определить уровень освоения обучающимися программ дополнительного образования.

4. Разработать предложения и методические рекомендации по использованию результатов экспериментальной деятельности в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей и молодежи и общего среднего образования естественнонаучного профиля.

Гипотеза. Реализация содержания программ дополнительного образования в области естественнонаучного профиля, скорректированного с содержанием программ по предметам общего среднего образования естественнонаучного профиля, в условиях образовательного процесса учреждений образования будет эффективна, если:

- будут выработаны конкретные условия, необходимые для реализации апробированной модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в системе дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи;

- содержание образования естественнонаучного профиля будет воплощено через основные формы организации образовательного процесса.

Реализация экспериментального проекта позволит:

- повысить качество дополнительного образования детей и молодежи на основе апробации модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в системе дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи;

- создать единое пространство допрофильной подготовики и профильного обучения в условиях деятельности разных видов учреждений образования;

 - сформировать основы профессиональных знаний и умений обучающихся учреждений образования, участвующих в мероприятиях по реализации проекта;

 - обновить систему педагогического взаимодействия, направленную на тесное сотрудничество педагогических работников учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи;

 - совершенствовать профессиональную компетентность кадров.

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект

В определении методологии экспериментального проекта существенную роль сыграли теоретические положения о преемственности общего и профессионального образования (С.М. Годник, В.И. Загвязинский, А.С. Казаринов, В.С. Леднев, В.Ю. Микрюков, А.М. Новиков, Л.О. Филатова и др.); теоретико-методологические и методические положения современной концепции профильного и допрофильного обучения (А.В. Баранников, В.А. Болотов, В.И. Блинов, А.Г. Каспржак, А.А. Кузнецов, А.Г. Капустняк, К.Г. Митрофанов, Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, Н.С. Пряжников, Е.Л. Рачевский, М.В. Рыжаков, С.В. Суматохин, В.М. Филиппов, И.Д. Фрумин, И.Д. Чечель и др.); психологические исследования о сущности и закономерностях профессионального самоопределения обучающихся (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, В.И. Журавлев, А.Я. Журкина, И.И. Зарецкая, Е.А. Климов, В.М. Марищук, В.Я. Поляков, И.А. Сасова, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистякова) и др.

Описание программы, сроков проведения экспериментальной деятельности. Проект рассчитан на 3 года: 2017-2020 гг.

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

I этап - подготовительный

январь 2017 г. – апрель 2017 г.

Изучение законодательных и нормативных документов, регулирующих экспериментальную деятельность в учреждениях дополнительного образования. Самоопределение коллективов на работу в режиме развития. Разработка и экспертиза экспериментального проекта. Определение педагогических работников, осуществляющих программу экспериментальной деятельности. Присвоение учреждению образования статуса экспериментальной площадки Министерства образования. Определение ответственных лиц за реализацию экспериментальных проектов в учреждениях образования, получивших статус экспериментальной площадки Министерства образования.

Обеспечение участников экспериментальной деятельности научно-методическими, дидактическими материалами, другими средствами, необходимыми для осуществления программы экспериментальной деятельности.

II этап-организационный

май 2017 г. – август 2017 г.

Документальное оформление экспериментальной деятельности на уровне учреждений. Разработка и согласование с руководителями экспериментального проекта программы экспериментальной работы в учреждениях образования.

Проведение консультаций о целях, задачах, содержании экспериментальной деятельности.

Обеспечение выполнения всех мероприятий, предусмотренных программой экспериментальной работы.

Организация взаимодействия педагогического коллектива с родительской общественностью в рамках экспериментальной деятельности: анкетирование родителей, информирование родительской общественности о ходе эксперимента.

Организация методической работы с педагогами-экспериментаторами (организация методических объединений, творческих групп педагогов экспериментальных групп).

III этап - основной реализационный

сентябрь 2017г. − май 2020 г.

 

Осуществление работы по выполнению планов экспериментальной деятельности. Проведение мероприятий в соответствии с программой экспериментального проекта учреждений образования. Ведение дневника экспериментальной работы. Посещение экспериментальных площадок и участие в мероприятиях, предусмотренных программой экспериментальной работы.

Мониторинг процесса и промежуточных результатов экспериментальной деятельности. Анализ и обсуждение хода и результатов экспериментальной деятельности на совещаниях при директоре, заседании педагогического совета. Коррекция и регулирование.

Контроль за ходом и результатами экспериментальной деятельности в учреждениях образования.

Обеспечение подготовки информационных материалов о количественных и качественных результатах экспериментальной работы.

Предоставление руководителям экспериментального проекта материалов экспериментальной деятельности (дневники экспериментальной работы, творческие работы обучающихся, анкеты и др.), результатов экспериментальной деятельности в виде отчета.

Систематическая методическая поддержка участников экспериментальной деятельности, самообразование по теме проекта и механизмам его реализации, организация и проведение с педагогами-экспериментаторами методических объединений, семинаров-практикумов.

Организация взаимодействия педагогического коллектива с родительской общественностью в рамках экспериментальной деятельности: анкетирование родителей, информирование родительской общественности о ходе и результатах эксперимента.

Обеспечение связи учреждения образования с руководителем экспериментального проекта, лабораторией Национального института образования.

Исследование эффективности итоговых результатов экспериментальной деятельности. Обобщение результатов экспериментальной работы, подготовка промежуточных отчетов о результатах экспериментальной деятельности.

IV этап – рефлексивно-аналитический

май 2020 г. − август 2020 г.

 

Изучение, анализ, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы по освоению скорректированного содержания дополнительного образования в условиях образовательного процесса учреждений дополнительного образования в соответствии с критериями и показателями его эффективности. Подготовка итоговых отчетов о результатах экспериментальной деятельности.

Предоставление в экспертный совет Национального института образования отчета о результатах экспериментальной деятельности.  Предоставление в экспертный совет Национального института образования предложений по использованию полученных результатов экспериментальной деятельности в массовой образовательной практике. Разработка вместе с творческой группой педагогов-экспериментаторов методических рекомендаций по использованию результатов экспериментальной деятельности в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Оформление материалов, накопленных в ходе экспериментальной деятельности, их подготовка к публикации.

 

Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность экспериментальной деятельности

Критерии

Показатели

Качество допрофильного и профильного обучения

Наличие у обучающихся, прошедших допрофильную подготовку, индивидуально выраженных целей профильного обучения

Коммуникативные и организаторские умения; навыки самостоятельного освоения образовательного материала, востребованного в профильном обучении

Коэффициент поступления обучающихся, прошедших допрофильную подготовку, в профильные классы

Уровень профессионального самоопределения личности

Наличие у обучающихся четких представлений о сущности профессий естественнонаучного профиля

Познавательная активность обучающихся 

Первичный опыт создания личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профессиональных проб 

Компетентность педагогических работников в области допрофильного обучения

Личностный и профессиональный рост педагогических работников 

Рейтинг учреждений образования

 

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности

Апробация модели преемственности допрофильной и профильной естественнонаучной подготовки будет проходить в учреждениях общего среднего и дополнительного образования, заинтересованных в развитии и углублении программ естественнонаучного профиля, имеющих определенный опыт работы в данном направлении.

 

Состав участников реализации экспериментального проекта:

  1. Учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения»
  2. Минский государственный областной лицей
  3. Учреждение образования «Гомельский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи»
  4. Государственное учреждение дополнительного образования «Витебский областной дворец детей и молодежи»
  5. Государственное учреждение дополнительного образования «Полоцкий районный центр детей и молодежи»
  6. Государственное учреждение образования «Гимназия № 56 г. Минска»

 

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Кадры: руководители учреждений образования, заместители руководителей учреждений образования, учителя биологии и географии, педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-психологи. 

Материально-техническое обеспечение проекта: материально-техническая база учреждений дополнительного образования детей и молодежи и общего среднего образования.

Финансово-экономическое обоснование экспериментального проекта.

Для реализации экспериментального проекта необходимо дополнительное финансирование на материальное стимулирование педагогов, командировочные расходы, компьютерное обеспечение, подготовку научно-методических рекомендаций, экспертизу материалов проекта.

 

Руководитель:

начальник управления

воспитательной и идеологической работы

Национального института образования

кандидат педагогических наук, доцент                                Н.К.Катович

 

 

 

Приложение

Схема модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения

в системе дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи

Допрофильная подготовка

(II ступень общего среднего образования)

 

Профильное обучение

(III ступень общего среднего образования)

 

 

 

Типовые программы дополнительного образования

 

Профориентационная работа

 

 

Образовательные республиканские проекты

 

 

Объединения

по интересам

 

 

Изучение образовательных программ на повышенном уровне

 

Конкурс научных работ учащихся

 

 

Научно-исследовательские объединения учащихся

 

Объединения

по интересам

 

 

- проф. диагностика

- проф. просвещение

- проф. консультации - участие в презентациях и выставках опыта

 

республиканские проекты по озеленению, ландшафтному дизайну, энергосбережению, экологии, лесоводству, биологии, фитодизайну, географии, туризму, краеведению

 

-школа географии

-школа биологии

-школа юных лесоводов

-краеведение

-экология

-ландшафтный дизайн

-школа растениеводства

 

-генетика

-селекция

-ботаника

-зоология

-орнитология

-космическая биология

-гидробиология

 

 

-генетика

-селекция

-ботаника

-зоология

-орнитология

-почвоведение

-гидробиология

-космическая биология

-энергосбережение

 

-школа биологии

-гидробиология

-генетика

-селекция

-ботаника

-энергия и среда обитания

 

 

Предметные области (биология, география)

 

Мониторинг результатов освоения программ; профессионального самоопределения обучающихся