Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Республиканский центр экологии и краеведения»

 

 

согласовано

утверждаю

Консультант

Запрудский Николай Иванович

Профессор кафедры педагогики и менеджмента образования

ГУО «Академия последипломного образования»

________________________

«______» _______________

тел.: (017) 285 7833

ул.Некрасова, 20, г.Минск

e-mail: mick@academy.edu.by

Директор

Учреждения образования «Республиканский центр

экологии и краеведения»

 

 

_____________ Е.В. Онуфрович

«______» _______________

 

М.П.

 

 

Справка

 

о результатах реализации инновационного проекта

«Внедрение модели формирования культуры энерго- и ресурсосбережения в образовательном процессе»

2014 -- 2016  годы

 

 

 

Руководитель проекта

Калиновская Лидия Павловна

Заместитель директора

Республиканского центра

экологии и краеведения

тел.: (017) 267 8728

т/ф. (017) 267 1168

ул.Макаенка, 8, г.Минск

e-mail: info@eco.unibel.by

 

 

 

 

 

г.Минск, 2016 г.


 

Общие сведения

 

Сроки реализации инновационного проекта: 2014 – 2016 годы.

Руководитель инновационного проекта – Калиновская Лидия Павловна, заместитель директора Республиканского центра экологии и краеведения.

Консультант – Запрудский Николай Иванович, Академия последипломного образования, профессор кафедры педагогики и менеджмента образования, кандидат педагогических наук, доцент.

Количество участников:

І этап

педагогов – 8

обучающихся – 8 объединений по интересам (233 обучающихся)

ІІ и заключительный этап

педагогов – 7

обучающихся – 7 объединений по интересам (212 обучающихся)

Состав участников реализации 2-го этапа инновационного проекта:

  1. Калиновская Лидия Павловна, заместитель директора по методической работе, заведующий отделением экологии.
  2. Савельева Галина Евгеньевна, заведующий отделом экологии, методист высшей категории.
  3. Тимохина Анна Устиновна, методист отдела экологии, педагог дополнительного образования.
  4. Гершман Марина Владимировна, заведующий отделом информационно-методической работы, методист высшей категории.
  5. Киселева Юлия Викторовна, методист отдела информационно-методической работы.
  6. Новицкая Галина Аркадьевна, заведующий лабораторией биологии и экологии животных, педагог дополнительного образования.
  7. Янченкова Снежана Валерьевна, психолог отдела организационно-массовой и культурно-досуговой деятельности, методист.
  8. Парипа Ирина Степановна, педагог дополнительного образования, руководитель объединения по интересам «Энергия и энергоэффективность».

 

Введение

Реализация данного проекта имеет большое значение:

в социальном плане он важен, поскольку предполагает формирование и воспитание активных молодых людей, способных демонстрировать культуру энерго- и ресурсосбережения, позитивно влиять на взрослое население в направлении приобщения их ценностям сохранения окружающей природы;

в управленческом аспекте реализация проекта поможет отработать организационные механизмы осуществления в учреждениях образования энергосберегающей политики и практики;

в дидактическом плане проект важен для становления и развития опыта планирования и проведения учебных занятий в школе, направленных на воспитание культуры энерго- и ресурсосбережения;

в экономическом аспекте реализация проекта, в конечном счете, направлена на экономию энергоресурсов в производстве и бытовой сфере;

в экологическом аспекте данный проект направлен на сохранение природных ресурсов планеты.

В опыте многих учреждений образования имеется, а в публикациях представлено немало материалов, которые посвящены воспитанию у учащихся культуры энергосбережения. Этот опыт имеет важное воспитательное значение. Однако в практике воспитания культуры энергосбережения в учреждениях общего среднего образования и учреждениях дополнительного образования детей и молодежи обнаруживается противоречие между насущной необходимостью формирования у учащихся навыков энергосберегающего поведения и преобладанием объяснительно-репродуктивных методов обучения, которые в лучшем случае обеспечивают лишь информированность учащихся по вопросам эффективного энергопотребления.

В то же время, Республиканский центр экологии и краеведения рассматривается как один из ресурсов устойчивого развития. Располагает достаточными кадровыми, учебно-методическими, материально-техническими и управленческими ресурсами для проведения работы с педагогами, направленной на формирование у них соответствующих компетенций, для подготовки педагогов-мультипликаторов, способных не только эффективно организовывать на своих занятиях практическую деятельность учащихся, но и передавать свой опыт коллегам. 

На первом и втором этапах реализации проекта деятельность инновационной команды была направлена на достижение следующей цели: 

разработка и внедрение оптимальной модели образовательного процесса по подготовке мультипликаторов – педагогов способных к эффективной деятельности по формированию у учащихся культуры энергопотребления, а также создание оргуправленческих условий для ее реализации.

 

Нами решались следующие задачи:

І этап 

  1. Изучить и проанализировать современное состояние проблемы формирования культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся в теории и практике педагогов.
  2. Осуществить комплекс мероприятий по разработке модели образовательного процесса по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся.
  3. Проводить обучение для педагогов учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи.
  4. Привлечь учащихся к освоению знаний и опыта практической деятельности по экономии энергоресурсов, саморазвитию и самосовершенствованию.
  5. Организовать эффективное обучение учащихся.
  6. Формировать у учащихся культуру энерго- и ресурсосбережения.
  7. Использовать педагогические возможности социального партнерства как эффективного инструмента управления.
  8. Обеспечить взаимодействие между учреждениями дополнительного образования детей и молодежи и учреждениями общего среднего образования по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся.
  9. Способствовать повышению внимания к проблеме экономии энергоресурсов.

ІІ и заключительный этапы

  1. Организовать психолого-педагогическое сопровождение участников инновационного проекта.
  2. Организовать эффективную помощь в создании ресурсов для организации учебных практик учащихся на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи («Витебский областной дворец детей и молодежи», «Гомельский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи», «Лидский районный экологический центр детей и молодежи».
  3. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель организации образовательного процесса в Центре и участие учреждений образования в республиканских мероприятиях по формированию культуры энерго и ресурсосбережения учащихся.
  4. Разработать методическое обеспечение организации образовательного процесса учащихся и повышение профессионального мастерства педагогов.
  5. Презентовать модель организации образовательного процесса по формированию культуры энергосбережения у учащихся.
  6. Провести итоговый семинар по итогам реализации инновационного проекта.

 

Система управления реализацией инновационного проекта

В состав управленческой команды по реализации проекта были включены: 

1.  Онуфрович Елена Владимировна, директор учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения».

2.  Кашлев Сергей Семенович, методист высшей категории учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения», доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Минский государственный лингвистический университет.

3.  Калиновская Лидия Павловна, заместитель директора по методической работе, заведующий отделением экологии учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения».

При реализации проекта управленческая команда основывалась на следующих подходах:

Компетентностном: При определении содержания работы с педагогами и методистами мы учитывали компетентные модели педагога и учащегося, которые включали совокупность качеств, знаний и умений, связанных с практикой энерго- и ресурсосбережения.

Деятельностном: Этот подход предполагает обеспечение целостной структуры деятельности педагогов и обучаемых, включающей все этапы деятельности: мотивационный, целевой, планирование, осуществление деятельность, контроль и оценку результатов, коррекцию.

Мы руководствовались, в частности, следующими принципами:

Кооперации: взаимодействовали с Академией последипломного образования, областными институтами развития образования, учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями общего среднего образования, кафедрой геоэкологии Белорусского государственного университета, кафедрой экологического менеджмента Белорусского национального технического университета, международным общественным объединением «ЭкоПартнерство» учреждением «Центр экологических решений», «Республиканский институт профессионального образования».

Рефлексии: организовывалась практика рефлексии и оценки педагогическими работниками и учащимися опыта формирования у учащихся культуры энергопотребления.

Свободы выбора: обучающиеся самоопределяются в отношении тем проектов, исследований по энергосбережению.  

Творчества: обеспечивались условия для формирования нового опыта педагогической деятельности.

Делегирования полномочий: каждый из членов инновационной команды имел свое направление деятельности.

Коллегиальности: обеспечивалось совместное принятие решений в отношении стратегии и тактики инновационной деятельности.

В Центре созданы условия для реализации инновационного проекта, подобран кадровый потенциал исполнителей проекта. Привлекались к выполнению проектных заданий педагоги Центра, а также методисты и педагоги учреждений дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля. Проводился мониторинг путем анкетирования и интервьюирования педагогов и участников семинаров, тренингов, педагогов и методистов, участвующих в обучающих семинарах, практикумах.

В Центре прошли:

  • инструктивно-методические совещания по подготовке и проведению Международного дня и недели энергосбережения для учреждений страны; по проведению республиканских семинаров для педагогов на базе демонстрационных площадок Центра, республиканская конференция «Экологическое образование как эффективная модель формирования профессионального опыта педагога дополнительного образования», посвященная 85-летию государственной системы эколого-натуралистического образования в Беларуси, координационный совет директоров дополнительного образования, международная научно-практическая конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: отечественный и международный опыт» (с учреждениями Азербайджана, России), республиканский форум образовательных проектов в области экологии «Система организации образовательных проектов в области экологического образования», семинар «Экология и культура: условия продвижения по пути для устойчивого развития»;

В Центре организованы и проведены:

  • координационный совет-совещание директоров эколого-биологических центров с участием директоров России (Брянск, Курск, Москва, Санкт-Петербург);
  • семинары, мастер-классы, практикумы, тренинги, направленные на формирование у педагогов системы теоретических и методико-технологических знаний об особенностях проектирования и организации обучения и воспитания учащихся, формирования у них навыков рационального и экономного использования топливно-энергетических ресурсов;
  • совещания по организации и методике проведения и защиты работ республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания», XXVIIреспубликанского конкурса научных биолого-экологических работ.

         Создана инфомедиагостиная как ресурса консультаций для педагогов смешанного и дистанционного обучения, педагогический совет, научно-методический совет по подведению итогов конкурса программ, устных журналов, Летописи.

Деятельность по отработке внедряемой модели и ее реализации осуществлялась в соответствии с программой и рабочим планом на 2014 – 2016 учебные годы. В процессе работы рабочий план претерпевал некоторые изменения, что было связано с изменяющимися дополнительными условиями деятельности учреждения образования, новыми идеями, решение которых было актуальным. В процессе реализации проекта применялись различные формы материального и морального поощрения членов инновационной команды. Этому же способствовала практика перманентного контроля исполнения со стороны руководителя проекта. Оценка деятельности сотрудников – участников проекта осуществлялась в соответствии со следующими критериями: инициативности, полноты и своевременности выполнения плановых работ и поручений. При этом отдавалось предпочтение самооценке и рефлексии участниками своей деятельности, участию в конференциях (написание тезисов, заседание секций, круглых столов), участие в форуме. Участие в качестве члена жюри, модератора, секретаря и тьютора.

 

Каждый из сотрудников Центра, который участвовал в проекте, помимо организационно-методической и педагогической работы выполнял свою исследовательскую тему, которая содержательно находится в контексте проекта. На совещаниях регулярно заслушивались выступления сотрудников о ходе и результатах их исследовательской деятельности. Ниже приводим тематику исследовательских работ сотрудников – участников проекта:

І этап

ФИО сотрудника

Тема исследования

Полученные результаты

  1.  

Калиновская

Лидия Павловна

Изучение исследовательских работ, хода инновационного проекта на научно-методическом уровне и организации образовательного процесса с учащимися

 

Анализ исследований, полученных группой участников и разработка практических рекомендаций по их использованию.

Анализ результатов проекта. Проведение семинара-презентации по итогам реализации 1-го этапа проекта.

  1.  

Савельева

Галина Евгеньевна

Обучение учащихся энерго-и ресурсосбережению путем реализации авторской программы «Экологический экспресс»

В ходе реализации программы, учащиеся разработали проекты по теме энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемой энергетике.

  1.  

Буткевич

Валентина Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

Корза

Валентина Васильевна

Воспитание у младших школьников культуры энерго- и ресурсосбережения путем реализации программы объединения по интересам «Энергия и окружающая среда»

Усвоение понятий «источники энергии», «традиционные и возобновляемые источники энергии»; ознакомились с устройством солнечных батарей, фотоэлементов; возможностью использования энергии солнца, ветра, воды в повседневной жизни и сконструировали солевые установки

  1.  

Гершман

Марина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каминская

Ольга Владимировна

Построение методической системы по предоставлению дополнительных возможностей личностного и профессионального роста педагогов.

 

 

Создание ресурсов для организации семинаров.

Проведено 9 семинаров, практикумов, международная школа педагогического мастерства, фестиваль интерактивной экопедагогики (491 педагог, из которых 43% готовы стать педагогами-мультипликаторами).

По итогам изучения потребностей педагогов разработан и издан альбом для учащихся и педагогов «Энергия природы, энергия будущего», информационно-методический сборник «Эковестник»

  1.  

Бубнова

Татьяна Георгиевна

 

 

 

Новицкая

Галина Аркадьевна

Разработка стратегии обучения и воспитания эффективного энергопользования и экологически грамотного поведения

Создание раздела учебно-методического комплекса по теме «Изменение климата», разработка методики проведения практических и лабораторных работ раздела рабочей тетради для учащихся второй ступени обучения на основе мониторинга потребностей педагогов и учащихся

 

 

ІІ и заключительный этап

ФИО сотрудника

Тема исследования

Полученные результаты

  1.  

Калиновская

Лидия Павловна

Изучение хода инновационного проекта на научно-методическом уровне и организация  учебного процесса с учащимися

Анализ результатов проекта, обобщение опыта и создание ресурсов для трех учреждений дополнительного образования детей и молодежи (г.Витебск, г.Гомель, г.Лида). Проведение республиканского семинара-презентации по итогам реализации проекта.

  1.  

Савельева

Галина Евгеньевна

Разработка концепции воспитания культуры энерго-ресурсосбережения и энерго-ресурсопотребления у учащихся путем организации и проведения конкурсов, акций, научно-исследовательских работ и проектов, практикумов, тренингов и др.

 

Разработаны условия проведения республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» под девизом «Наши энергетические решения для сохранения природы и климата» по номинациям для учащихся: «Проекты по теме энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемой энергетике», «Информирование общества/пропаганда энергоэффективности», номинации для педагогов: Педагогическая разработка. Практический урок «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений».

  1.  

Тимохина

Анна Устиновна

 

Формирование у детей дошкольного возраста представления об энерго- ресурсосбережении, понимания роли человека в природной среде, привитие навыков экономного потребления воды, света, тепла.

 

 

 

 

 

Результатом реализации программы – привитие детям жизненных навыков для конструктивного взаимоотношения с окружающим миром. Дети научились правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, они приобрели элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях, научились понимать и ценить окружающий предметный мир как результат труда людей, у них сформировалось понятие рационального и экономного использования природных богатств.

  1.  

Гершман

Марина Владимировна

Построение методической системы по предоставлению дополнительных возможностей личностного и профессионального роста педагогов.

 

 

 

 

 

Создание ресурсов для организации семинаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка и издание тезисов по теме «Экологическое образование для устойчивого развития: отечественный и международный опыт». Материалы международной научно-практической конференции

Проведены

семинары, практикумы,

республиканская конференция «Экологическое образование как эффективная модель формирования профессионального опыта педагога дополнительного образования», посвященная 85-летию государственной системы эколого-натуралистического образования в Беларуси, международная научно-практическая конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: отечественный и международный опыт», республиканский форум образовательных проектов в области экологии.

По итогам изучения потребностей педагогов разработан и издан информационно-методический сборник «Эковестник» №1/2016

  1.  

Киселева

Юлия Викторовна

Разработка стратегии обучения и воспитания в школе молодого педагога

 

Подготовка материалов для осуществления методической и педагогической деятельности и экологически грамотного поведения

Создание программы, методического сопровождения школы молодого педагога, организация по проектированию занятий,

разработка методики проведения лабораторных и практических работ. Методические разработки «Требования к современному уроку (занятию). Самоанализ занятия.

  1.  

Новицкая

Галина Аркадьевна

Исследования в области имеющихся у учащихся знаний о ресурсосбережении, энергосбережении и приобретение новых; работа с родителями, проведение тренингов-практикумов на образовательной площадке по использованию альтернативных источников энергии для учащихся объединений по интересам, молодежи и студентов.

В результате проведенных мероприятий сформировалась повышенная мотивация к энерго-ресурсосбережению, экологическая ответственность, система знаний и умений, самореализация и успешная социализация личности учащихся

  1. Я

Янченкова

Снежана Валерьевна

Организация мониторинга среди учащихся и родителей. Эффективности образовательного процесса в рамках инновационного проекта.

В результате мониторинга различных целевых групп: учащихся и родителей была определена эффективность образовательного процесса в рамках инновационного процесса, она составила учащиеся – 78%, родители – 71 %

 

Эффективность условий реализации инновационного проекта

 

Результаты инновационной деятельности, критерии и показатели эффективности проекта «Внедрение модели формирования культуры энерго- и ресурсосбережения в образовательном процессе» показали следующее:

  • Кадровый потенциал Центра и участники проекта, управленческая команда готовы осуществлять комплекс мероприятий по разработке и внедрению в образовательный процесс культуры энерго- и ресурсосбережения, использовать возможности социального партнерства с вузами и общественными организациями; состав участников инновационного проекта перетерпел изменения на 20% в связи с переходом на другую работу (поменялось 2 методиста). В новый состав на 2015 – 2016 учебный год вошли: психолог, педагог дополнительного образования и методист 2-й категории.
  • Материально-техническая база является ресурсом для профессионального роста педагогов и использования для обучения педагогов и учащихся других учреждений образования.

1.  Демонстрационный образовательный класс «Энергосбережение для нас и природы», который оснащен современным оборудованием, интерактивной доской, мультимедийным комплексом, конструкторами на основе солнечных батарей, оборудованием по ветроэнергетики, использованию воды и солнца, велотренажером, показывающим преобразование механической энергии в электрическую, солярные установки. В 2015/2016 г.г. обновлено его содержание. Закуплено оборудование компании GreenScience («Родниковая вода», «Погодная станция», «Чудеса погоды», «Экоэнергия», «Солевой электроробот», «Картофельные часы», «Природное электричество»);

2.  Демонстрационная площадка по использованию солнечной энергии «Энергия. Климат. Образование» создана с целью расширения знаний учащихся в вопросах использования альтернативных источников энергии, раздельного сбора мусора, для развития интереса учащихся к исследовательской деятельности и моделирования в области использования энергии солнца и ветра;

3.  Демонстрационная площадка «Природные ресурсы и энергия». На ней проводятся занятия и тренинги, интерактивных уроки по программам «Энергия и окружающая среда», «Я, энергия и окружающая среда». Помимо учебного оборудования на площадке установлены инсталляции из вторичного сырья.

На 2-м этапе проекта в центре созданы:

1.  На базе Центра в октябре – ноябре 2015 г. создана и функционирует инфомедиагостиная, которая является площадкой для непосредственного общения с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Основными направлениями деятельности инфомедиагостиной являются: организационно-методическая деятельность (тематические, индивидуальные, виртуальные консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции, тренинги и др.), сопровождение системы дистанционного и очно-заочного обучения, научно-методическая деятельность.

2.  Организован фонд методических пособий для учителя и учебных материалов для учащихся.

3.  Доукомплектован класс «Энергия. Климат. Образование» методическими разработками занятий и исследовательскими проектами, информационно-рекламной продукцией.

4.  Для педагогов и учащихся учреждений дополнительного образования детей и молодежи «Витебский областной дворец детей и молодежи», «Гомельский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи», «Лидский районный экологический центр детей и молодежи» переданы ресурсы (видеоролики, методическая литература, плакаты, баннеры). За счет средств Центра оборудованы классы информационными и лабораторными ресурсами.

  • Научно-методическое обеспечение педагогов представлено программами объединений по интересам, разработками занятий, включающими вопросы энерго- и ресурсосбережения, сценариями воспитательных мероприятий, методическими рекомендациями и памятками, мониторингом (Приложение 1).
  • Организационно-методическое обеспечение. Созданы условия для участия в республиканских, международных конференциях, форумах (3 – 4 декабря 2015 года конференция «Экологическое образование как эффективная модель формирования профессионального опыта педагога дополнительного образования», 26 – 27 апреля 2016 г. международная научно-практическая конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: отечественный и международный опыт», республиканский форум образовательных проектов в области экологии «Система организации образовательных проектов в области экологического образования»). Представлен опыт работы в журнале «Эковестник» №1/2016, сборнике работ участников республиканского конкурса «Энергия и среда обитания» «Сбережем климат с помощью простых энергетических решений», подготовили материалы в журналы «Выхаванне і дадатковая адукацыя» № 1, №5, «Веснік адукацыі», №2.
  • Изучили и проанализировали действующие программы факультативных курсов учреждений общего среднего образования, базовые программы дополнительного образования детей и молодежи, специальные курсы по охране окружающей среды и энергосбережения среднего специального, профессионально-технического образования, учебные планы высшего образования, повышения квалификации учителей; современное состояние проблемы формирования культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся; опыт НГО и Ганноверского биологического центра Германии по энергосбережению и энергоэффективности, их под ходы к проблеме энергосбережения, приняли участие в национальном семинаре-практикуме, организовали и провели семинар-практикум «Экология и культура: условие продвижения на пути к устойчивому развитию», семинар-практикум по повышению квалификации преподавателей и методистов учреждений профессионально-технического образования «Формы и методы экологического воспитания».
  • Разработали и применили механизм мониторинга профессиональной готовности учителей и педагогов дополнительного образования осуществлять учебную деятельность.
  • Провели 12 семинаров-практикумов для педагогов учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи, мастер-класс для педагогов общего среднего образования, профессионально-технического образования, 2 научно-практические конференции, республиканский форум образовательных проектов в области экологии, семинар «Экология и культура: условия продвижения по пути для устойчивого развития». Продолжили работу в дистанционной школе для педагогов (конкурс устных журналов). (Приложение 2).

 

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

Результаты инновационной деятельности

С сентября 2014 года по май 2016 года действовала Школа молодого педагога, в которой обучалось 17 педагогов дополнительного образования.

Цель Школы – создание условий для формирования профессиональной компетентности молодого педагога. Задачи: методическая поддержка профессионального роста молодых педагогов; оказание помощи педагогам в преодолении затруднений; актуализация и углубление знаний педагогов дополнительного образования по применению современных педагогических технологий и интерактивных методов обучения. Так, например, одно из занятий Школы молодого педагога было посвящено использованию интерактивных методов обучения при организации занятий по энергосбережению. По окончании занятия для педагогов был проведен практикум в демонстрационном образовательном классе «Энергосбережение для нас и природы». Также участники посетили Информационный центр по атомной энергии.

С мая по сентябрь 2015 года – республиканская выставка-конкурс «Осенний марафон», посвященного 85-летию государственной системы эколого-натуралистического образования в Беларуси. В рамках республиканской выставки-конкурса «Осенний марафон» были подведены итоги республиканского конкурса «Летопись (презентация) эколого-натуралистической деятельности (1930 – 2015 гг.)», который проводился с целью воспитания гражданственности и патриотизма на примере истории учреждений дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля. На выставке-конкурсе демонстрировались лучшие практики, в том числе «Энергия. Климат. Образование.». Всего 270 выставочных работ.

3 – 4 декабря 2015 года– республиканская конференция «Экологическое образование как эффективная модель формирования профессионального опыта педагога дополнительного образования». Участники и гости (более 100 человек) проводимых мероприятий – директора эколого-биологических центров, учителя и педагоги дополнительного образования, ветераны юннатского движения, представители органов государственного управления, а также организаций-партнеров Центра в области экологического образования из Беларуси, России. В рамках конференции прошли пленарное заседание и работа двух секций. На пленарном заседании обсуждались подходы и инструменты по обеспечению доступности и расширение спектра образовательных услуг в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также экологическое образование как эффективная модель формирования профессионального опыта педагога. Секция «Эффективные модели и практики работы по энергосбережению с учащимися», под руководством Кашлева Сергея Семеновича, профессора кафедры педагогики УО «Минский государственный лингвистический университет», председатель научно-методического совета Центра. Вторая секция для директоров учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля «Галерея деловых бесед», на которой обсуждались вопросы организации работы районных и областных этапов республиканских массовых мероприятий», определилась стратегия совместной деятельности по участию в республиканских и международных конкурсах и проектах.

С декабря 2015 г. по март 2016 г. – Республиканский конкурс устных журналов «Природа и человек в ней». Проводился с целью повышения эффективности педагогического процесса через рефлексию использования и адаптацию в образовательную практику учреждений дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля республики инновационных продуктивных организационных форм педагогического взаимодействия.

Задачи конкурса:

  • анализ использования в практике обучения и воспитания учащихся устного журнала, как продуктивной организационной формы педагогического взаимодействия;
  • развитие положительной мотивации учащихся в познавательной деятельности;
  • повышение уровня профессиональной компетентности, методической культуры педагогов учреждений дополнительного образования детей и молодежи;
  • адаптация в образовательную практику учреждений дополнительного образования детей и молодежи устного журнала, как инновационной формы педагогического взаимодействия;
  • совершенствование технологии, методического инструментария устного журнала, как организационной формы педагогического взаимодействия.

В апреле прошла очная защита методических разработок.

В представленных материалах педагоги показали использование в образовательной практике такой организационной формы как устный журнал. Педагогические разработки устных журналов представляли собой коллективные дела учащихся и педагога, объединенные общей темой и содержанием, складывающиеся из системы отдельных страниц, лучшие методические разработки опубликованы в информационно-методическом сборнике «Эковестник».

23 марта 2016 года совместно с молодежной экологической организацией «Janune.V.», Ганновер, Германия состоялся семинар «Изменение климата», «Влияние поведения человека как потребителя на изменение климата энергосбережния, его влияниев области питания и использования средств передвижения, транспорта”. Приняло участие 40 педагогов (педагоги, методисты Республиканского центра экологии и краеведения) и студенты геофака, проходившие практику на базе центра (20 студентов). Каждая группа получила возможность прослушать лекцию «Образование для устойчивого развития в системе школьного образования Беларуси и Германии» и посетить климатические мастерские: Парниковый эффект; Глобальное потепление; Транспорт и климат; Глобальное потребление: питание; Глобальное потребление и энергопотребление: транспорт под руководством Ахима Риммана, программный координатор, эксперт по вопросам ОУР молодежной экологической организации «Janune.V.», Ганновер, Германия. А также поучаствовать в практикуме на демонстрационной площадке «Энергия. Климат. Образование».

25 – 26 апреля 2016 года – очное подведение итогов и защита лучших работ учащихся и педагогов республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» и торжественная церемония награждения дипломантов и лауреатов республиканского конкурса по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» грамотами и дипломами Министерства образования Республики Беларусь. Оргкомитет и члены жюри к защите проектов определили 443 работы учащихся (проекты по энергосбережению, плакаты, рисунки, листовки, презентации, видеоролики) из 97 учреждений образования, 110 практических уроков и педагогических разработок из 99 учреждений образования, посвященных практическим энергетическим решениям. Для очной защиты в номинации для педагогов «Педагогическая разработка. Практический урок «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений»было отобрано членами жюри 32 работы.

За время проведения конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» (с 2009 г.) на областных этапах приняло участие более 17 000 учащихся и более 6500 учащихся – на заключительных республиканских этапах. Ими разработано более 900 проектов, 300 видеороликов, 1300 плакатов и рисунков, разработано и издано более 550 уроков и дидактических материалов.

26 – 27 апреля 2016 года прошла международная научно-практическая конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: отечественный и международный опыт». Конференция прошла при поддержке Министерства образования Республики Беларусь, Международного фонда поддержки дикой природы «Красный бор», общественных организаций: «Экопартнерство», «Ахова птушак Бацькаўшчыны», учреждения «Центр экологических решений», Центральной научной библиотеки им. Якуба Коласа НАН Беларуси и при участии Республиканского центра экологического воспитания и опытничества Министерства образования Азербайджана, бюро Польского туристско-краеведческого общества, Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова, РАН (Санкт-Петербург, РФ). 26 апреля на пленарном заседании и секциях конференции приняло участие 127 педагогов, методистов, ученых, учителей, руководителей учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи. На конференции обсуждались вопросы на трех тематических секциях и приняты решения по развитию экологического образования на пути к «Зеленой экономике».

27 апреля 2016 года состоялась очная защита лучших методических разработок устных журналов «Природа и человек в ней». К защите представлено 16 методических разработок устных журналов. В сборнике информационно-методических материалов «Эковестник» опубликовано 2 методических разработки устных журналов из 54 поступивших на конкурс (Попеленок Е.В., ГУДО «Витебский областной дворец детей и молодежи»; АнтухевичТ.А., ГУО «Центр творчества детей и молодежи «Крэчут» г. Кричева» Могилевской области).

Во время защиты авторы в своих выступлениях осветили идейный замысел методической разработки, какие методы использовались при проведении занятий, содержание педагогического взаимодействия по ходу реализации устного журнала. Для участников было организовано анкетирование, обеспечение информационными и методическими материалами

По итогам защиты методических разработок устных журналов «Природа и человек в ней» педагоги награждены дипломами и грамотами Министерства образования Республики Беларусь.

С 1 ОКТЯБРЯ 2015 ГОДА ПО 1 марта 2016 ГОДА был проведен республиканский конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» по двум направлениям. 1 направление – номинация для учащихся, 2 направление – номинация для педагогов.

По решению жюри лучшие разработки уроков по теме «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» опубликованы в журналах: «Эковестник» в разделе «Педагогический опыт», а также готовятся к публикации в других средствах массовой информации.

28 апреля 2016 года– республиканский форум «Система организации образовательных проектов в области экологического образования», в котором приняло участие 107 человек. Задачи форума – демонстрация максимально эффективных коммуникаций по вопросам эколого-педагогической деятельности, выявление и внедрение передовых идей, методик, разработок, творческих находок, способствующих образованию для устойчивого развития; укрепление конструктивного взаимодействия с образовательными учреждениями России, Азербайджана, общественными экологическими организациями, библиотеками, музеями; презентация лучших практик и проектов в области методического сопровождения экологического образования, здорового образа жизни, энергоэффективности и рационального использования природных ресурсов.

По итогам конференции и форума подготовлены информационно-методические сборники и тезисы, где отражены все примеры успешной экологической деятельности в учреждениях образования. (Приложение 2).

29 – 30 апреля 2016 года для 37 учителей общего среднего образования прошел семинар-практикум «Экология и культура: условия продвижения по пути к устойчивому развитию» на базе Центра и БГУ. Для каждой целевой аудитории сквозными темами коммуникации были: Экологическая культура. Образование. Энергосбережение», «Зеленая экономика», «Поддержка инициатив и талантливой молодежи».

20 мая 2016 года прошла презентация инновационного проекта для 74 педагогов. (Приложение 2).

26 мая 2016 года прошел семинар-практикум по повышению квалификации преподавателей и методистов учреждений профессионально-технического образования «Формы и методы экологического воспитания». Участники: 30 педагогов (преподаватели, методисты). Для участников было организовано общее знакомство с содержанием работы Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения». Педагоги познакомились с инновациями в экологическом образовании и воспитании, и на базе демонстрационных образовательных площадок.

В течение 2015 года – 2016 года на базе созданных ресурсов по внедрению модели ресурсосбережения прошли учебные занятия и мероприятия по энергосбережению.

 

Мероприятия 2-го и заключительного этапа для учащихся и педагогов

С целью повышения профессионального мастерства учителей, педагогов дополнительного образования детей и молодежи, директоров, руководителей научных объединений, учащихся прошли конференции, обучающие семинары, практикумы, тренинги, презентации экологических проектов. В рамках мероприятий были рассмотрены научно-исследовательские подходы по реализации модели формирования культуры энерго- и ресурсосбережения.

На протяжении учебного года учащиеся при поддержке педагогов и родителей принимали активное участие в мероприятиях различного уровня:

4 – 8 сентября 2015 года в рамках Недели учреждений дополнительного образования детей и молодежи для учащихся учреждений общего среднего образования г. Минска прошла большая экологическая игра «Эко-бумеранг», в которой приняло участие 260 человек. В рамках игры прошли практикумы по изучению солнечной энергии на демонстрационной площадке по изучению солнечной энергии «Энергия. Климат. Образование» - «Виват солнце!», на базе демонстрационного образовательного класса «Энергосбережение для нас и природы» «Энергия природы – энергия жизни», практикумы по изучению энергии воды «Ее величество вода», а также практикум «Почва в нашей жизни».

В рамках республиканской выставки-конкурса «Осенний марафон» (сентябрь 2015 года) прошел конкурс «За природу в ответе и взрослые и дети!». Участниками конкурса стали агитбригады, пропагандирующие природоохранную деятельность. 56 участников лучших агитбригад в художественной форме выразили, и аргументировали идею сохранения природного наследия страны, рационального природопользования.

С сентября 2015 года по май 2016 года достижения в области энерго- и ресурсосбережения активно демонстрировались на выставках: Международной выставке-ярмарке «Нашим детям – 2015!», XII Международной специализированной выставке «Мир детства 2016» на базе БелЭкспо, выставке в г. Барановичи Брестской области «Барановичи - Молодежная столица», Республиканской университетской субботе. Были оформлены тематические экспозиции и организованы тренинги и практикумы с применением учебного оборудования по использованию энергии солнца, ветра, воды. Учащиеся столичных школ, педагоги и посетители выставок могли ознакомиться с учебно-образовательными играми по энергии и энергосбережению.

11 – 15 ноября 2015 года прошла республиканская акция «Международный день энергосбережения». Педагогами Центра были проведены для учащихся объединений по интересам экологические игры, тренинги, викторины на тему «Бережливость – лучшее богатство», конкурс рисунков «Энергосбережение и Я», конкурс поделок «Новая жизнь старых вещей», конкурс на лучшую рекламную открытку «Мы сберегаем энергию». Всего в акции приняло участие более 200 учащихся.

24 – 25 февраля 2016 года состоялся XXVII республиканский конкурс научных биолого-экологических работ учащихся учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи. На республиканский этап Конкурса было представлено 96 научно-исследовательских работ и проектов по направлениям «Экология растений и биоиндикация», «Экология животных», «Экология урбанизированных территорий и ресурсосбережение», «Вода и водные экосистемы», «Экспериментальная биология: лабораторный эксперимент», «Экспериментальная биология: полевой эксперимент».

На секции «Экология урбанизированных территорий и ресурсосбережение» было представлено 16 научно-исследовательских проектов, учащихся по вопросам энерго– ресурсосбережения.

Также в рамках конкурса прошла секция «Вода и водные экосистемы», на которой было представлено 17 научно-исследовательских проектов различной тематики, например «Экологический мониторинг водной системы реки Птичь на территории Глусского района, ее очистка от загрязнения и дальнейшее использование очистного материала», «Мониторинг состояния колодезной воды как одного из видов природных ресурсов» и др. Победители приняли участие в ХХIII Всероссийском конкурсе  юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского и были удостоены дипломов лауреатов.

Для участников конкурса были проведены практикумы по изучению альтернативных источников энергии.

22 марта 2016 года во Всемирный день водных ресурсов (WorldWaterDay) состоялся финальный этап республиканского юниорского водного конкурса. Тема 2016 года «Вода и трудовые ресурсы» была выбрана с целью определения значимости количества и качества воды для обеспечения занятости населения в сферах, относящихся к использованию и охране водных ресурсов в прямом и косвенном отношениях. На конкурс было представлено 15 проектов из учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи страны, например «Влияние Жодинской мини–ГЭС на экологию реки Плисы», автор Михаленко Анастасия  ГУДО «Центр творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи г. Жодино», «Изменение токсичности активного ила и его свойств во времени на открытых площадках»,  автор Гомонова Виктория ГУО «Гимназия г.п. Глуска», «Экологические и социальные аспекты нитратного загрязнения питьевой воды в Беларуси», авторы Григаленок Алена, Ковалёнок ТатьянаГУО «Гимназия-интернат г.Мяделя»,УО «Республиканский центр экологии и краеведения». Лучший проект «Комплексная экологическая оценка состояния рек, пригодных для нереста проходных лососевых рыб в Беларуси», автор Марач Денис ГУО «Гимназия-интернат г. Мяделя», УО «Республиканский центр экологии и краеведения» будет представлен в августе на Стокгольмском Юниорском Водном конкурсе. Для участников конкурса были проведены практикумы по изучению альтернативных источников энергии.

27 – 28 апреля 2016 года прошел республиканский семинар-практикум дистанционной и очной формы обучения «Экология и культура: условия продвижения по пути к устойчивому развитию». 

Программа включала лекционные занятия (дистанционное обучение) по направлениям: гидробиология, почвоведение, генетика и селекция, ботаника, космическая биология, а также проведение практикумов по изучению альтернативных источников энергии, воды, почвенных ресурсов с посещением научно-исследовательских лабораторий эколого-биологической направленности БГУ, Нарочанской биологической станции имени Г.Г. Винберга, Республиканского центра экологии и краеведения, где учителя познакомились с лабораторным оборудованием и современными подходами к организации научно-исследовательской деятельности по экологии, стали участниками конструктивных бесед по обсуждению глобальных экологических проблем. В работе семинара-практикума приняло участие 40 педагогов.

С октября 2015 года по март 2016 года проходил республиканский конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» под девизом «Наши энергетические решения для сохранения природы и климата». Цель конкурса - формирование активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию энергоресурсов и бережному отношению к окружающей среде. Конкурс включал номинации для учащихся и педагогов: Номинации для учащихся: Проекты по теме энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемой энергетике; Информирование общества/пропаганда энергоэффективностисти.

25 – 26 апреля 2016 года состоялся заключительный этап конкурса, прошла очная защита лучших проектов и работ, были определены победители. В очной защите приняло участие 17 учащихся и 17 руководителей проектов учащихся. Лучшие видеоролики, например «Из жизни счетчиков», автор  Влазнюк Иван, учащийся ГУО «Средняя школа № 59 г. Гомеля, «Сбережем энергию-сохраним планету», автор Касьяник Екатерина, учащаяся ГУО «Малоритская средняя школа № 1» Брестской области, «Начните экономить уже сегодня!», автор Пашкович Екатерина, учащаяся ГУО «Гимназия № 6 г. Бреста им. Маршала Советского Союза Г.К.Жукова» и др. были переданы в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для дальнейшего распространения и пропаганды вопросов энерго-ресурсосбережения.

Важным направлением инновационного проекта является приобщение учащихся к природоохранной деятельности, благоустройству и озеленению территорий учреждений образования.

В практику работы прочно вошло проведение Недель экологии с обязательным включением в программу практикумов и тренингов по изучению альтернативных источников энергии для учащихся учреждений общего среднего образования. В рамках недели в текущем учебном году прошли практикумы и тренинги в ноябре 2015 года для учащихся 5-7 классов СШ №20, для учащихся 2-4 классов СШ №178, феврале 2016 года для учащихся СШ №84 5-8 классы, мае 2016 года для учащихся 2-4, 6-10 классов СШ №70, а также для учащихся Республиканской (дистанционной) школы биологии, Республиканской школы актива юных лесоводов (ноябрь 2015 года, март 2016 года). Всего в тренингах и практикумах приняло участие 530 человек.

В течение учебного года для педагогов центра была организована работа методического объединения. В рамках работы объединения было организовано проведение обучающих практикумов по энергосбережению, на которых участники изучали оборудование на демонстрационной площадке по использованию солнечной энергии «Энергия. Климат. Образование» и в демонстрационном образовательном классе «Энергосбережение для нас и природы». В дальнейшем педагоги использовали полученные знания при реализации программ объединений по интересам.

Важным направлением инновационного проекта является приобщение учащихся к природоохранной деятельности, благоустройству и озеленению территорий учреждений образования. С этой в объединениях по интересам Центра проводились информационные часы и беседы для учащихся: «Сбережем природу вместе!», «Мой любимый питомец», прошла выставка «День открытых зверей», акция «Мой двор лучший» по наведению порядка на земле, по сбору макулатуры «Сдай макулатуру – посади дерево», «Чистая капля воды», направленные на энергосбережение и рациональное использование природных ресурсов.

пернатому другу зимой». В акции приняло участие 120 учащихся.

В течение 2015 – 2016 учебного года проводились мероприятия, посвященные Датам Международного экологического календаря: конкурсная программа «Птицы – наши друзья», посвященная Международному Дню птиц (2 апреля), Интерактивная игра «Удивительный мир болот», посвященная Всемирному дню водно-болотных угодий (2 февраля), интерактивные игры-викторины «Экологическая мельница» в рамках Дня экологических знаний (апрель), игра-путешествие «Лесными тропами», посвященная Международному дню биологического разнообразия (21 мая), планируется проведение большой интеллектуально-познавательной игры «Портфель эколога», посвященной Всемирному дню охраны окружающей среды.

 С марта по сентябрь 2016 года объявлена республиканская экологическая акция «Беречь природу – значит любить Родину!» по номинациям: «Любить природу – творить добро!» (учащиеся на добровольных началах убирают, благоустраивают места отдыха в парках и скверах, тропах природы, лесных массивах, высаживают деревья и кустарники,  очищают берега рек и территории, прилегающие к водоемам), «Экология, которую я выбираю» (проект экологической  рекламы), «Зеленая фотография» (пейзажные фотографии, показывающие красоту и гармонию природы, снимки животных и птиц в естественных условиях, а также фотоработы, содержащие объекты природного наследия белорусского народа (вековые деревья, рощи, памятники природы и др.).

24 мая 2016 года для учащихся Центра прошел праздник, посвященный Всемирному дню Солнца. Были проведены мастер-классы, тренинги, практикумы по использованию энергии солнца.

В течение учебного года в рамках реализации программы объединения по интересам для детей дошкольного возраста «Экознайка» (возраст от 2 до 7 лет) рассматривались вопросы энергосбережения. В дошкольном детстве сильны процессы восприятия, быстрее и прочнее формируются привычки, умение брать на себя ответственность за поступки. Темы нашей программы раскрывают представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о правилах и нормах реальных жизненных ситуаций, о разнообразии и ограниченности природных ресурсов нашей страны, о необходимости их беречь и экономить, о зависимости человека от природы, характера взаимодействия с ней, необходимости рационального и экономного использования природных богатств (отношение к воде, теплу, свету).

В ходе реализации программы виды детской деятельности были обогащены содержанием, способствующим воспитанию у дошкольников энерго-ресурсосбережение, реального мышления, первичного опыта в элементарных социальных отношениях. Нетрадиционные методы и приемы применяемые при реализации программы придали обучению интегрированный развивающий характер, обеспечили максимальную активность детей в процессе познания, способствовали развитию у них интереса к знаниям по вопросу энерго-ресурсосбережение, сделали занятиях более доступными и понятными.

Педагоги активно использовали игры и игровые упражнения, проводили праздники и конкурсы, позволяющие развивать у ребят самые разнообразные положительные качества, облегчить восприятие излагаемых проблем энерго-ресурсосбережения.

Для формирования у детей правильного отношения к воде, теплу и электричеству мы учили детей наблюдать, устанавливать связи и причины явлений, обобщать и систематизировать знания с тем, чтобы сложилось реалистическое представление о природе и отдельных её объектах, сформировалось чувство ответственности за состояние природы, стремление охранять природу, жить с ней в гармонии.

 

В июне 2016 года в рамках республиканского профильного оздоровительного лагеря «Юный лесовод» пройдет интеллектуальная игра «Эко-эрудит», затрагивающая вопросы рационального использования ресурсов и энергии.

В целях актуализации и пропаганды работы по энергоэффективности и энергосбережению Центром приобретены комплекты лабораторного оборудования «Возобновляемые источники энергии», «Экоэнергия», «Родниковая вода», «Природное электричество», «Чудеса погоды», «Картофельные часы», «Солевой электроробот», которые успешно используются при проведении тренингов и практических занятий с учащимися.

С марта по апрель 2016 года в рамках были проведены практические занятия по изучению солнечной энергии на демонстрационной площадке по изучению солнечной энергии ”Энергия. Климат. Образование“ для студентов 1-го и 2-го курсов агромеханического факультета Белорусского государственного аграрного технического университета (280 человек). Студенты стали участниками трудовых десантов по проведению весенних работ в дендрарии центра, ими были высажены красивоцветущие лиственные кустарники, цветочно-декоративные растения.

В течение учебного года проводились широкомасштабные акции по изучению вопросов энергоэффективного освещения и энерго- ресурсопотребления: в рамках выставки «Мир детства» на БелЭкспо. Были оформлены тематические экспозиции и организованы тренинги и практикумы с применением учебного оборудования по использованию энергии солнца, ветра, воды для учащихся и населения.

С октября 2015 года по май 2016 года центр проводил республиканские акции:

-  акция «Мы в ответе за тех, кого приручили», посвященная Всемирному дню защиты животных - октябрь 2015г (более 50 человек)

 - акция «Сбережем энергию - сбережем природу» к Международному дню энергосбережения – ноябрь 2015г. (65 человек)

- акция «Остановим СПИД!» к Международному дню борьбы со СПИДОМ - декабрь 2015г. (более 100 человек)

 - акция «День рождения заповедника» на базе Парка культуры и отдыха имени Челюскинцев, посвященная Дню заповедников и Национальных парков – январь 2016г. (более 30 человек)

- акция «Поможем пернатому другу» - январь – февраль 2016г. (более 120 человек)

- благотворительная акция «Лети-лети, лепесток» совместно с Белорусским детским хосписом – февраль 2016г. (150 человек)

- интерактивная программа «Вода – основа жизни на Земле», посвященная Всемирному дню водных ресурсов - март 2016 г. (более 100 человек)

 - интеллектуальный квест «В поисках Эколоджика», посвященного Международному дню экологических знаний – апрель 2016г. (более 50 человек)

- спортландия «Веселые старты», посвященная Дню здоровья – апрель 2016г (более 100 человек)

- акция «Спасибо Деду за Победу», посвященная Дню Победы – май 2016г (более 200 человек).

 

Мероприятия по энерго-ресурсосбережению в учреждении дополнительного образования детей и молодежи «Витебский областной дворец детей и молодежи». Экологический отдел

В Витебском областном дворце детей и молодежи пристальное внимание уделяется организации целенаправленной и эффективной работы в области энергосбережения, использования возобновляемых источников энергии с привлечением и активным участием педагогов, учащихся и их родителей, общественности. Повышение уровня информированности педагогов и учащихся по проблемам энергосбережения и перспективах проведения энергосберегающих мероприятий осуществляется через разнообразные мероприятия, имеющие практико-ориентированный характер.

Экологический отдел Витебского областного дворца детей и молодежи является организатором и координатором областного этапа республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания». В 2015 – 2016 учебном году на областной этап конкурса поступило 175 работ из 73 учреждений общего среднего образования и 7 учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Сотрудники отдела являются участниками семинаров, тренингов по вопросам энергоэффективности. Так, 18 февраля 2016 г. в рамках регионального семинара в г.Полоцке «Использование интерактивных форм обучения в системе дополнительного образования» был рассмотрен вопрос по проведению занятий по энергосбережению и энергоэффективности в системе дополнительного образования.

В текущем учебном году педагоги и учащиеся отдела стали победителями республиканского конкурса «Экомир-2015» (II место в номинации «Лучшее средство обучения для учебного класса по ресурсосбережению»), а также участниками итогового семинара Общественного объединения «Фонд Экомир» по проекту «Использование креативного потенциала молодежи для поиска и создания новых форм и инструментов наглядной экологической пропаганды и просвещения» (12 – 13 мая 2016 года).

На базе кабинета энергосбережения были проведены занятия и массовые мероприятия для учащихся учреждений образования города и области: экскурсия «Энегосбережение – дело каждого», занятия-практикумы «Увлекательное энергосбережение», «Энергоидеи для тебя», (за 2015 – 2016 год – более 900 учащихся).

Была организована работа в Международных дистанционных экологических уроках «Хранители воды», более 100учащихся учреждений образования приняли участие в уроках и получили международный сертификат участника.

 

Учреждение образования «Гомельский государственный областной эколого- биологический центр детей и молодежи» (2015/2016 учебный год)

1. 11 ноября 2015 года на базе учреждения образования «Гомельский государственный технический университет им. П.О.Сухого» прошло мероприятие «Современные технологии энергосбережения в Республике Беларусь», в рамках которого состоялись увлекательные экскурсии по лабораториям кафедры электроснабжения и  промышленной теплоэнергетики и экологии университета, просмотр видеофильма по энергосбережению, также учащиеся учреждений образования г. Гомеля познакомились с профессией инженера-энергетика, узнали о нетрадиционных и возобновляемых источниках электроэнергии в промышленности и сельском хозяйстве. Количество участников мероприятия: 50 учащихся.

2. В рамках работы объединения по интересам заочной формы обучения «Школа юных. Энергия и среда обитания» которое проводится на базе и при поддержке учреждения образования «Гомельский государственный технический университет им. П.О.Сухого» учащиеся также изучают проблемы энергосбережения и энергоэффективности. Количество учащихся в данном объединении –19 из 7 районов области.

3. В работе объединения по интересам «Экологический экспресс» в разделе «Энергия и энергоэффективность» в доступной и игровой форме проводятся занятия, направленные на расширение кругозора учащихся по проблемам энерго - ресурсосбережения. Всего в этих объединениях занимается 135 учащихся. В течение учебного года были проведены открытые занятия, тренинги, конкурсы рисунков. Широко используются в образовательном процессе интерактивные компьютерные игры «Эко-бот», «Путешествие с гномом-экономом» и другие дидактические материалы, разработанные в рамках проекта ШПИРЕ.

4. В ноябре при поддержке УО «Республиканской центр краеведения и экологии» состоялась поездка в г.Минск на семинар-практикум по энергосбережению. Всего приняло участие в семинаре 45 учащихся Гомельской области из ГУО «Средняя школа № 44 г. Гомеля им. Н.А.Лебедева».  

5. В областном этапе республиканского конкурса «Энергия и среда обитания» приняло участие 300 учащихся из 24 районов области.

6. В октябре состоялся экологический фестиваль «Каждый в ответе за жизнь на планете», на котором участники фестиваля из 25 районов области представили костюмы из вторичного и природного материала.

 

Государственное учреждение образования

«Лидский районный экологический центр детей и молодёжи»

Работа по использованию ресурсных возможностей энергокласса в организации работы по энергосбережению и энергоэффективности с учащимися учреждений образования города Лиды и Лидского района

Фактором развития деятельности по энергосбережению является обеспечение детей и подростков социально значимой информацией и навыками её использования в приоритетных сферах жизнедеятельности. Образовательная система, созданная в Лидском РЭЦДиМ, в достаточной мере обеспечена информационной продукцией и педагогическими технологиями, которые внедряются в деятельность.

В период с июля 2015 года по май 2016 года на базе энергокласса регулярно прошли обучение более 300 учащиеся 2-11-х классов учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодёжи. Педагогами центра были использованы ресурсы, предоставленные в 2015 году УО «Республиканский центр экологии и краеведения» в рамках реализации международного проекта «ШПИРЭ» в Республике Беларусь.

В рамках мини-проекта «Экономным быть – богато жить» каждую первую субботу месяца для учащихся школ города и района проводились Дни бережливости. Познакомиться со способами управления твёрдыми бытовыми отходами, их влиянием на окружающую среду, узнать о вреде использованных батареек учащиеся смогли на уроке бережливости «Под властью мусорного монстра» (15 учащихся), экологической программы «Мусорознайка» (10 учащихся). Педагог-организатор О.В.Олиферович продемонстрировала альтернативу использования батареек посредством демонстрационных наборов «ЭкоМобиль» и «Солевой электроробот», у которых топливный элемент работает на основе соли. При проведении обучающего занятия по энергосбережению «Амперчик и Светик у вас в гостях» (9 учащихся) ребята сами смогли поучаствовать в получении энергии из картофеля, используя набор «Картофельные часы».  15 учащихся посетили познавательное занятие «Путешествие солнечного лучика», на котором ребята узнали, что электричество можно получить не только с помощью электрического тока, но и благодаря природному электричеству, т.е. солнечной батареи, с помощью демонстрационного набора. Используя научный конструктор «Родниковая вода», который успешно был применён на обучающих занятиях «Вода – это жизнь – береги её», «Путешествие с Капелькой», при проведении Международного экологического урока «Хранители воды» (2015 год), «Хранители воды – 2» (2016 год) (48 учащихся), учащиеся делали опыты по очистке воды, узнали научную основу обеззараживания и повторного использования загрязнённой воды.

В сентябре 2015 года на базе Лидского РЭЦДиМ в рамках Дня Лидского РЭЦДиМ, в январе 2016 года при проведении мероприятий районной Недели энергосбережения широко демонстрировались опыты и эксперименты по использованию альтернативных источников энергии. Более 150 учащихся школ города и района совершили путешествие на «Экологическом экспрессе» на станцию бережливых «Энергоша», где методист Лидского РЭЦДиМ А.А. Карней продемонстрировала работу солнечной батареи, вместе с учащимися получили энергию из картофеля, яблока, лимона, солевого раствора и даже из растений при помощи наборов «Картофельные часы», «Природное электричество».

Активное использование баннера «Куда уходит вода?» осуществлялось на обучающих занятиях по природопользованию, в том числе при проведении Международных экологических уроков «Хранители воды» в Лидском РЭЦДиМ в 2015, 2016 гг., а также на тематических занятиях: «Правовые основы использования природных ресурсов» (15 учащихся 5-6 классов СШ № 14 г.Лиды, ноябрь, 2015); экологическая конференция «Парниковый эффект: экологическая катастрофа или обычное явление?» (15 учащихся 5-6 классов СШ № 16 г.Лиды, декабрь, 2015); интеллектуальный экологический эрудицион «Болото – знакомое, загадочное, необъяснимое», посвящённый Всемирному Дню защиты водно-болотных угодий (18 учащихся 5-6 классов Круповской СШ, февраль, 2016); развлекательно-познавательный час «Путешествие с Капелькой» (15 учащихся 4-5 классов СШ №6 г. Лиды, март, 2016), Час экономии «Вода – это жизнь, но она не бесконечна, береги её! Методы очистки воды»(16 учащихся 5 классов СШ №6 г. Лиды, март, 2016), Час полезного совета «Не дай Капельке упасть» (21 учащийся Дворищанского УПК д/с-СШ, март, 2016).

 

Заключение

Таким образом, за время реализации проекта получены положительные результаты:

  • сформировалась управленческая команда,
  • педагогами – участниками усвоена его философия, определены цель и задачи их участия в проекте, они успешно выполнили свою работу в проекте;
  • рабочий план на период инновационного проекта успешно выполнен.

В 2015 – 2016 учебном году уделено внимание диагностическим мероприятиям при непосредственном привлечении педагога-психолога. Также разработке и описанию исследовательских работ, представлению опыта в средствах массовой информации, на сайте Центра, на сайте Министерства образования. Разработали и издали в помощь педагогам и учащимся учебные пособия, методические разработки, рекомендации, на высоком уровне провели для педагогов семинары, практикумы, тренинги, конкурсы. С учащимися реализовали три базовые программы по энергоэффективности, провели лабораторные и практические работы, создали учебные ресурсы, демонстрационные зоны. Провели многочисленные акции.

Мы надеемся на создание на базе Центра инновационного ресурсного центра для обучения учителей и учащихся по вопросам образования в интересах устойчивого развития на пути к «Зеленой экономике».

Мы видим необходимость связать нашу деятельность по формированию культуры энергосбережения с профориентационной работой, что в последнее время становится все более актуальным, намерены использовать потенциал такой формы организации образовательного процесса.

Наша инновационная деятельность, как отмечалось в начале справки, имеет большое значение для образовательной практики. Действительно Республиканский центр экологии и краеведения оказывает большое влияние на содержание и методы работы педагогов, как в учреждениях дополнительного образования, так и в учреждениях общего среднего образования.    

 

Рекомендации

  1. Представить справку о результатах реализации инновационного проекта в Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» (до 20.05.2015 года, Калиновская Лидия Павловна, заместитель директора Республиканского центра экологии и краеведения).
  2. Результаты инновационного проекта разместить на сайте Центра.

 

Приложения