Рекомендации

по организации дополнительного образования детей и молодежи в учреждениях общего среднего образования по эколого-биологическому направлению

 

В новом учебном году необходимо содействовать формированию у обучающихся целостного спектра компетенций, среди которых большую роль играют социально-личностные и экологические.

Социально-личностные компетенции: быть способным к социальному взаимодействию, готовым к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

Экологические компетенции: знать естественно-научные и нормативно-правовые закономерности жизнедеятельности человека в окружающей среде; понимать связь деятельности человека с экологическими рисками для окружающей среды, здоровья, безопасности жизни; владеть правилами экологически безопасной жизнедеятельности; уметь проектировать свою деятельность (ставить цель, прогнозировать последствия, планировать, организовывать, взаимодействовать, оценивать риски для экологической безопасности); соблюдать нормы и правила поведения в природе с учетом природоохранных требований; уметь на практике содействовать охране окружающей среды и возобновлению природных ресурсов; взаимодействовать с природными объектами в естественной среде, в условиях интерьерного содержания; обладать ценностными представлениями, убеждениями, побуждающими осуществлять экологическую информационную деятельность, и социально значимыми мотивами личностных качеств (любовь к Родине, ее природе, чувствам добра, милосердия, гуманность, бережливость).

Актуальными формами и методами формирования компетенций являются занятия объединений по интересам, кружки, клубы, секции, мастерские, школы юных (опытников сельского хозяйства, экологов, биологов, лесоводов, флористов, орнитологов, зоологов, агрономов и др.), научные общества учащихся, школьное лесничество, экологические информационные центры, фитогостиные, фитобары, лабораторные экологические практикумы, школьные экспедиции, агропарки, экомузеи, бизнес-компании и др.

Приоритетные формы организации работы: чувственное познание мира природы, проекты, обучение через исследование, личные проекты обучающихся, дискуссионные форумы, мастерские, экскурсии, интервью, кейсы, акции помощи природе, сообществу, старшему поколению, сценические игры, выставки, конкурсы, соревнования, чемпионаты, ручной труд (посадка деревьев, благоустройство территорий, работа на учебно-опытном участке, школьном лесничестве, выращивание сельско-хозяйственных растений, ход за садом и цветниками, озеленение).

Особое внимание в эколого-биологическом направлении следует уделить занятиям в шестой школьный день и реализации в этот день программ объединений по интересам с переменным составом учащихся, а также программ базового и повышенного уровня.*

Рекомендуем организовать работу флористических салонов: «Флоринка» – для младших школьников, «Арт-дизайн» – для среднего школьного возраста, «Эко-кафе», «Экологический флёр» – для старшеклассников (изучение бизнес технологий, флористических услуг по оформлению территорий, праздников, помещений быта и др.).

Обращается особое внимание на современные направления в экообразовании и воспитании: экология ландшафтов, флористический и ландшафтный дизайн, которые дают новые знания, формируют практические умения и предоставляют возможность получать допрофильную подготовку по профессии: рабочий зеленого строительства, цветовод, садовник, инженер, ландшафтный архитектор и др.

В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи можно получить профессиональные пробы, а также их можно получить, участвуя в республиканском конкурсе «Украсим Беларусь цветами», образовательном проекте «Все в сад».

С целью повышения эффективности работы по развитию у обучающихся экологической культуры, культуры природопользования, бережного отношения к родной земле предлагаем организовать участие в акциях, конкурсах, конференциях, заочных дистанционных объединениях по интересам «школа биологии», «школа лесовода». Принять участие в локальных, региональных отборочных турах республиканских мероприятий:

  • республиканский конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания»;
  • республиканский конкурс проектов «Эко-мир»;
  • республиканский конкурс научных биолого-экологических работ/проектов учащихся учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи;
  • детский фестиваль наук;

 

*                   Сборник. Программы объединений по интересам дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля: для руководителей объединений по интересам учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля. Базовый уровень/Н.Э.Бортник [и др.]; под общ.ред.С.С.Кашлева. – Минск: ПДУП «Типография Федерации профсоюзов Беларуси», 2015. – 69с.

Сборник. Программы объединений по интересам дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля: для руководителей объединений по интересам учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля. Повышенный уровень / Л.П.Калиновская [и др.]; – Минск: ПДУП «Типография Федерации профсоюзов Беларуси», 2015. – 69с.

 

 

  • республиканский водный конкурс исследовательских проектов;
  • республиканский семинар-практикум (форум) «Экология и устойчивое развитие»;
  • акция «Сад моей мечты»;
  • республиканский конкурс по благоустройству и озеленению территорий «Украсим Беларусь цветами»;
  • биологический квест «Живая планета»;
  • республиканский слет юных любителей природы;
  • слет юных экологов Беларуси и России «Экология без границ»;
  • республиканская выставка-конкурс «Лед. Цветы. Фантазия»;
  • международная научно-практическая конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития – ведущий механизм и условие успешности учреждений дополнительного образования детей и молодежи».

В республиканском центре экологии и краеведения открыты консультационные лаборатории, инфомедиагостиная для учащихся по организации и выполнению научно-исследовательских проектов в области биологии, экологии. Проводятся мастер-классы, лабораторные и практические работы по курсу биологии для 7 – 11 классов. Для педагогов работает школа педагогического мастерства по активным и интерактивным методам в образовательной практике педагога.

Педагоги Центра консультируют по вопросам организации работы на пришкольном учебно-опытном участке, озеленению школьных территорий. Оказывают образовательные услуги по планированию работы объединений по интересам, предоставлению кабинетов, ресурсных центров, выставочного зала для реализации проектов, их защиты и демонстрации. Проводятся тематические экскурсии, мероприятия по датам международного экологического календаря.