Приложение к письму

Министерства образования

Республики Беларусь

«_____» ______________2018 г. №

 

Методические рекомендации «Дополнительное образование детей и молодежи в 2018/2019 учебном году: актуальные содержательные и организационные аспекты».

 

Содержание

 

  1. Общие положения.
  2. Особенности  организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

2.1. Актуальные аспекты содержания дополнительного образования детей и молодежи.

2.2. Современные формы организации дополнительного образования детей и молодежи.

3. Организация методического сопровождения деятельности педагогических работников, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи.

 Заключение.

Приложение. Нормативное правовое обеспечение.

 

  1. Общие положения

Сфера дополнительного образования детей и молодежи, характеризующаяся гибкостью, вариативностью, разноуровневостью, в настоящее время стремительно развивается, что отвечает вызовам быстро изменяющегося мира, в котором все рамочные и базовые компетенции в условиях развития высоких технологий будут недостаточны для эффективной профессиональной деятельности и подготовки учащихся к будущей успешной жизни.

Дополнительное образование детей и молодежи реализуется на всех уровнях образования. Ключевая социокультурная роль дополнительного образования детей и молодежи состоит в том, что оно «призвано выполнять задачу преобразования жизненного пространства в мотивирующее пространство личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям национальной культуры белорусского народа»[1]. Преимуществом дополнительного образования детей и молодежи является добровольность и персонализация: учащиеся совместно с родителями могут выбрать предпочтительную деятельность в соответствии со своими интересами и  склонностями, а также форму, режим и темп ее освоения.

В рамках взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и молодежи и учреждений образования (всех уровней), реализующих образовательные программы основного образования,[2] рекомендуем наладить работу по системному выявлению и дальнейшему сопровождению одаренных детей и молодежи, имеющих способности к различным видам деятельности, базирующуюся на реализации нового поколения программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета, учебной дисциплины. При этом важно обеспечивать комплексную поддержку деятельности детских и молодежных научно-исследовательских сообществ.

Одной из стратегических задач системы дополнительного образования является создание инновационных площадок и парков, в которых каждый обучающийся может проявить и развивать свои способности в атмосфере свободы и творчества.

Приоритетным направлением в целевых установках учреждений дополнительного образования детей и молодежи должна быть профилактика и коррекция асоциального поведения. Необходимо уделить пристальное внимание формированию у молодых людей активной гражданской позиции, вовлечению их в общественную деятельность, организации занятости молодежи в свободное время; формированию экономической культуры личности, вовлечению молодежи в инновационную деятельность, повышению ее предпринимательской активности[3].

Экспериментальная деятельность учреждений дополнительного образования детей и молодежи должна рассматриваться как условие обеспечения качества и повышения эффективности образовательного процесса, обеспечивать повышение профессионального уровня педагогов.

Основными задачами в сфере дополнительного образования детей и молодежи[4] являются:

обеспечение качества и повышение эффективности дополнительного образования детей и молодежи;

совершенствование организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи на повышенном уровне;

обеспечение инновационного характера деятельности объединений по интересам различных профилей;

развитие экологического  образования в интересах ресурсосбережения, устойчивого развития общества через сеть объединений по интересам экологического и технического направлений;

привлечение детей и молодежи в сферу высоких технологий и инноваций, научно-исследовательскую деятельность (инновационные площадки и парки);

создание новых возможностей для освоения учащимися современных и будущих профессий, профессиональных компетенций;

развитие органов ученического и студенческого самоуправления, активизация деятельности детских и молодежных общественных объединений.

В учреждениях дополнительного образования должна быть создана комфортная, креативно-коммуникативная среда, которая характеризуется ситуацией успеха для каждого обучающегося и является благоприятной для самоутверждения и самореализации, а, следовательно, и для эффективного осуществления дальнейшего саморазвития. Организация работы в сфере дополнительного образования должна быть направлена на осуществление процесса социализации в позитивном и правопослушном направлении и строиться на принципах занимательности, преемственности, систематичности, доступности.

Информация о нормативном правовом обеспечении деятельности системы дополнительного образования детей и молодежи размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь/ Идеологическая работа и воспитание/ Нормативные правовые акты. http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/normativnye-pravovye-akty/index.php

Сайт Министерства образования Республики Беларусь/ Идеологическая работа и воспитание/ Дополнительное образование детей и молодежи. http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/molodezhi/

Национальный образовательный портал/ Педагогам/ Нормативные правовые документы http://adu.by/ru/uchitelyu/normativnye-pravovye-dokumenty.html

  1. Особенности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

2.1.             Актуальные аспекты содержания

Учреждения образования, реализующие образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, предоставляют учащимся многообразие содержательных аспектов в различных видах деятельности: художественной, технической, спортивной, экологической, социально-экономической и др. В этой связи обращаем внимание на необходимость развития в новом учебном году сети объединений по интересам по следующим направлениям: культурно-этнографическому, профессионально-ориентирующему, духовно-нравственному, социально-адаптирующему.

Рекомендуем развивать сеть объединений по интересам эколого-биологического и технического направлений, ориентирующих детей на выбор тех специальностей, которые в будущем будут создавать основу белорусской экономики, технологической и экономической безопасности нашей страны.

Важным направлением в работе учреждений образования в 2018/2019 учебном году остается ориентация на инженерно-технические специальности цифровой экономики XXI века и инновационные рабочие профессии будущего.

Целесообразно предусмотреть разработку и реализацию проектов для участия в конкурсе «ТехноИнтеллект» по следующим направлениям: техническое конструирование; энергетика и электротехника; экология и рациональное природопользование; современные и перспективные материалы; энергосберегающие технологии; робототехника, автоматика и интеллектуальные системы; радиоэлектроника; информационные системы и технологии; мультимедийные технологии; авиация, космонавтика и аэрокосмическая техника и др.

Обращаем внимание, что в целях привлечения обучающихся к занятиям инновационным, техническим творчеством, изобретательской и рационализаторской деятельностью в ноябре 2018 года будет проведена республиканская неделя технического творчества «Юность. Интеллект. Будущее».

Необходимо активизировать разработку и реализацию программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения таких образовательных областей, как генетика, селекция, гидробиология, ботаника, прикладная микология и др.

В 2018/2019 учебном году учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – РЦЭиК) открывает новое направление дистанционного обучения – «Ландшафтный и интерьерный дизайн», в рамках которого предполагается освоение знаний в области экодизайна, архитектуры, дендрологии, садоводства; знакомство с интересными фактами из жизни растений и животных; проведение занимательных опытов и экспериментов; формирование навыков научно-исследовательской работы; овладение мастерством ландшафтного проектирования, фитодизайна, декоративно-прикладного творчества.

2.2. Современные формы организации дополнительного образования детей и молодежи

Современные требования к совершенствованию системы дополнительного образования детей и молодежи определяют необходимость конструирования новых форм организации деятельности, таких как: интенсивные модульные образовательные программы; предметно-практические лаборатории; развивающие и формирующие среды (интерактивные музеи, реальные и виртуальные тренажеры и т. д.).

Актуальным является внедрение современных форм профессиональной ориентации и организации занятости детей и молодежи в свободное от учебы время, поддержка их творческой и предпринимательской инициативы; развитие движения JuniorSkills в Республике Беларусь. Так в целях ранней профориентации, выявления талантливых детей, развития их творческих способностей учреждение образования «Республиканский центр инновационного и технического творчества» (далее – РЦИиТТ) проводит один раз в 2 года республиканский конкурс по основам профессиональной подготовки среди учащихся   учреждений общего среднего образования «JuniorSkills Belarus». Особое внимание следует уделить реализации содержательных направлений, связанных с номинациями конкурса «JuniorSkills Belarus»: мобильная робототехника, графический дизайн, прототипирование, сетевое и системное администрирование, инженерный дизайн CAD, нейротехнологии, технологии беспилотных летательных аппаратов, мультимедийная журналистика, веб-дизайн, дизайн, моделирование одежды, флористика.

В 2018/2019 учебном году продолжит свою работу информационный центр по атомной энергии, созданный на базе РЦИиТТ. Основными задачами центра являются профориентация учащихся на технические специальности, востребованные на Белорусской АЭС; продвижение технологий в области атомной энергетики. В рамках деятельности центра планируется проведение многочисленных образовательных конкурсов, выставок, вебинаров, семинаров, конференций для учащихся, студентов, педагогов, широкой общественности.

На базе РЦИиТТ продолжит работу интерактивная просветительская студия «Экотехнум». Приоритетные направления работы студии: продвижение идей энергосбережения, принципов энергоэффективности, профессиональная ориентация учащихся на экологические специальности.

Комплекс мероприятий по реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы предполагает проведение стартап-мероприятий, направленных на формирование экономической культуры, вовлечение молодежи в инновационную деятельность, повышение ее предпринимательской активности. Рекомендуем реализацию проектов «Стартап-школа» в рамках дополнительного образования детей и молодежи с целью развития у обучающихся предприимчивости, формирования практических навыков предпринимательской деятельности, формирования личностных качеств, необходимых для успешной самореализации и осознанного профессионального самоопределения. В процессе реализации деятельности объединения по интересам «Стартап-школа» предполагается использование упражнений на формулирование и проверку бизнес-гипотез, выполнение командных заданий, бизнес-презентаций, деловых игр и разнообразных видов самостоятельной деятельности.

В деятельности учреждений образования по реализации эколого-биологического и социально-экономического профилей образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи особое внимание следует уделить организации работы бизнес-компаний, агроусадеб, агропарков, информационных центров, демонстрационно-образовательных площадок, ресурсных центров, научно-исследовательских лабораторий. В новом учебном году предполагается открытие на базе РЦЭиК подразделения «Эко-технопарк», а также республиканского ресурсного центра по мониторингу окружающей среды «Зеленая школа».

Продолжится профориентационная работа по организации и проведению учащимися профессиональных проб, моделирующих основные элементы профессиональной деятельности цветовода, рабочего зеленого строительства, лесовода и др. Рекомендуется принять участие в работе «Республиканской школы актива юных лесоводов», созданной в целях оказания помощи школьным лесничествам, расширения и углубления знаний учащихся о лесе и его обитателях сайт РЦЭиК/ Обучение/ Очно-заочное обучение/ Республиканская школа актива юных лесоводов/ http://eco.unibel.by/obuchenie/ochno-zaochnoe_obuchenie/respublikanskaya_shkola_aktiva_yunyix_lesovodov/; «Республиканской дистанционной школы по биологии», организованной в целях углубления и расширения знаний учащихся по биологии и экологии сайт РЦЭиК/ Обучение/ Очно-заочное обучение/ "Школа биологии" заочной (дистанционной) формы обучения/ http://eco.unibel.by/obuchenie/ochno-zaochnoe_obuchenie/zaochnaya_(distanczionnaya)_shkola_po_biologii_2016_%E2%80%93_2017).

Одним из значимых направлений в деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи является культурно-досуговая деятельность, которая предполагает создание условий для развития детей и молодежи в свободное от учебных занятий время через обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, результатами деятельности; участие в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса.

В целях повышения эффективности работы с лидерами детских и молодежных общественных объединений, органов ученического самоуправления, развития молодежных инициатив, волонтерского движения на базе Национального центра художественного творчества детей и молодежи (далее – НЦХТДиМ) созданы Республиканский молодежный центр и Республиканский волонтерский центр. В рамках деятельности вышеуказанных центров планируется организация в ноябре 2018 года национального молодежного форума, в мае 2019 года – национального детского форума, республиканского слета волонтерских отрядов и лидеров волонтерского движения и других мероприятий (сайт НЦХТДиМ/ Республиканский молодежный центр http://nchtdm.by/kreativnoinnovacionnyj_molodezhnyj_cent/ ).

На базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи рекомендуется организация зональных центров для проведения мероприятий в шестой школьный день, «выездных суббот» по месту жительства обучающихся в сельской местности[5].

При организации мероприятий шестого школьного дня, а также массовых мероприятий в каникулярное время предлагается творчески использовать образовательные и досуговые услуги республиканских и региональных учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Одним из векторов совершенствования системы дополнительного образования детей и молодежи является развитие детско-юношеского туризма. С целью популяризации спортивного туризма, спортивного ориентирования и спортивного скалолазания в 2019 году запланировано проведение республиканской спартакиады среди детей и молодежи (туризм спортивный, ориентирование спортивное, скалолазание спортивное). Рекомендуется осуществлять необходимую подготовительную работу по комплектованию сборных команд для участия в республиканских и международных соревнованиях; особое внимание уделить подготовке команд к участию в ежегодном «Туристском слете учащихся Союзного государства», в республиканском конкурсе на лучший туристский поход «Познай Родину – воспитай себя», к участию в мероприятиях республиканской недели туризма и краеведения (май).

Актуальным направлением в реализации дополнительного образования детей и молодежи является музейная педагогика. Рекомендуется шире использовать потенциал музеев, в том числе в шестой школьный день и каникулярный период; продолжить работу по подготовке региональных музейных программ; включать музеи учреждений образования в региональные туристско-экскурсионные маршруты. В новом учебном году на базе РЦЭиК продолжит работу республиканская очно-заочная (дистанционная) школа дополнительного образования детей и молодежи «Музейное дело», направленная на профессиональную подготовку учащихся по разным направлениям музейной и экскурсионной работы.

При выборе экскурсионных маршрутов рекомендуем использовать перечень рекомендуемых для посещения обучающимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов, размещенный на сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (http://rctkum.by/about).

Экскурсионные программы с интерактивными элементами, выездные экологические экскурсии, путешествия по экологическим тропам и маршрутам Беларуси предлагает РЦЭиК для учащихся и родителей. Руководствуясь перечнем экскурсионных объектов и туристических маршрутов[6], учреждениям образования целесообразно разработать план образовательных экскурсий, туристских маршрутов и походов.

В целях активизации сотрудничества учреждений образования и государственных музеев системы культуры по вопросам гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в учреждениях общего среднего образования целесообразно, руководствуясь перечнем, разработать план образовательных экскурсий и туристических маршрутов на год (полугодие), в том числе по посещению государственных музеев, учитывая сроки изучения разделов учебной программы, юбилейные и праздничные даты Республики Беларусь, возрастные особенности учащихся, интересы и возможности учащихся и их законных представителей, а также территориальное расположение экскурсионных объектов, дальность маршрутов и включить его в годовой план воспитательной и идеологической работы учреждения образования.

Учитывая положительный опыт работы учреждений образования и государственных музеев, значимость культурно-образовательной деятельности, рекомендуем продолжить практику сотрудничества и организации совместных мероприятий (музейных проектов и акций, конкурсов, фестивалей, праздников; выездных мини-выставок, мультимедийных презентаций, мастер-классов, лекций и др.) в учреждениях образования во внеучебное время, на каникулах и в шестой школьный день. В этой связи обращаем внимание на необходимость оформления соответствующих документов в рамках действующего законодательства об образовании и культуре.

В Год малой родины должна быть продолжена работа по проведению социально-значимых культурных мероприятий, направленных на сохранение историко-культурного наследия, развитие народных традиций, воспитание любви к Отечеству. Использование эффективных форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности позволит наиболее полно донести до обучающихся богатство духовного и культурного наследия нашего народа (квест-игра, викторины на знание архитектурных и природных памятников, литературных и музыкальных произведений); изучить историю родного края (конкурсы, виртуальные путешествия по страницам истории, тематические вечера, концертные программы, театрализованные представления).

В целях гражданского и патриотического воспитания обучающихся в рамках изучения истории, культуры и природы своей малой родины реализуются мероприятия республиканской акции учащейся молодежи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся». В 2018/2019 учебном году будут организованы республиканские конкурсы: исследовательских работ «Спадчына Беларусі»; творческих работ «Шляхам добрых спраў»; фоторабот «Зямля пад белымі крыламі»; творческіх работ «А ў нашай хаце свята».

Будет продолжена работа по реализации гражданско-патриотического проекта «Собери Беларусь в своем сердце», направленного на разработку и создание тематических туристско-экскурсионных маршрутов; создание промопродукции о туристических возможностях родного края (фотографии, справочно-информационные сборники, карты-схемы, буклеты и др.); исследование историко-культурных и природных объектов, возрождение региональных культурных традиций.

В рамках республиканской программы мероприятий по проведению в Республике Беларусь 2018-2020 годов под знаком Года малой родины планируется проведение республиканских мероприятий: республиканской акции «Я гэты край Радзімаю заву» (январь 2019 г. – декабрь 2020 г.); республиканского конкурса юных флористов и ландщафтного дизайна «Кветкі малой радзімы»; республиканской экологической акции «Сцяжынкамі бацькаўшчыны» (январь 2019 - ноябрь 2020 г.).

Значимым мероприятием Года малой родины станет проведение республиканского форума юных экскурсоводов, в рамках которого будут представлены проекты – презентации региональных туристско-экскурсионных объектов. Республиканский конкурс научных краеведческих работ учащихся (2019 год) станет площадкой для реализации и представления научных проектов учащихся страны в различных областях краеведческой деятельности (условия проведения конкурсных мероприятий размещены на сайте РЦЭиК/ Отделы и секторы/ Отдел краеведения и патриотического воспитания/ http://rctkum.by/divisionstext/krajaznaucy).

Особое внимание следует уделить мероприятиям, посвященным предстоящим II Европейским играм, которые состоятся в Минске в 2019 году. Это значимое международное спортивное событие должно найти свое отражение в организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, встреч с известными спортсменами, конкурсов рисунков, плакатов, видеороликов и др., а также на информационных стендах и Интернет-сайтах.

Необходимо предусмотреть проведение в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи мероприятий, связанных с важными для Республики Беларусь юбилейными датами: 100-летием Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ); 25-летием Конституции Республики Беларусь; 45-летием со дня присвоения Минску почетного звания «Город-герой»; 75-летием освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Рекомендуется участие в республиканских акциях БРСМ «К защите Отечества готов!», «Служим Беларуси!»; в проектах «Цветы Великой Победы», «Квітней, Беларусь!», в сборе «Я – пионер своей страны»; в мероприятиях недели патриотизма «Славлю Отечество!» и др.

В целях популяризации изобразительного и декоративно-прикладного творчества, приобщения учащихся к национальному наследию в 2018/2019 учебном году НЦХТДиМ организует ряд республиканских мероприятий: XXII республиканская выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества учащихся «Калядная зорка»; республиканский конкурс детского творчества «АрхНовация – 2018»; республиканский конкурс детского творчества «Иди за мечтой», посвященный ІІ Европейским играм 2019 года; республиканская выставка-конкурс детских художественных проектов «New Impression/ новое впечатление» среди коллективов изобразительного творчества учреждений дополнительного образования детей и молодежи, имеющих звание «Заслуженный», «Народный»,  «Образцовый».

В ноябре 2018 года будет организован и проведен открытый фестиваль-конкурс детского творчества «Творчество без границ» (хореография, вокальный, инструментальный, театральный, цирковой жанры, художественное слово, театр моды). В период с ноября 2018 года по март 2019 года состоится V республиканский смотр-конкурс детского творчества «Здравствуй, мир!» среди учащихся учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

В 2018/2019 учебном году будет продолжена реализация проектов с участием учащейся и студенческой молодежи: международный культурологический проект «Грани творчества 2019»; XXVIII республиканский фестиваль-конкурс моды и фото «Мельница моды – 2019»; республиканский информационно-профориентационный проект «ПРОФ-БУМ»; республиканский фестиваль художественного творчества учащейся и студенческой молодежи «АРТ-вакацыі». Состоится ряд мероприятий по поддержке и развитию интеллектуального творчества и КВН-движения: «Gaudeamus» – открытый республиканский турнир по интеллектуальным играм среди команд учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования; Открытый Кубок НЦХТДМ по интеллектуальным играм среди школьников («Осень 2018», «Зима 2019», «Весна 2019»); XXVI республиканский чемпионат по интеллектуальным играм среди школьников; II республиканский турнир «Летний Кубок Чемпионов» по интеллектуальным играм (август 2019); чемпионат Республики Беларусь по игре КВН «В будущее с улыбкой» среди школьных команд (сентябрь 2018 – март 2019 г.).

В целях формирования положительного общественного мнения о значимости дополнительного образования детей и молодежи в системе образования Республики Беларусь с 4 по 8 сентября пройдет республиканская неделя учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в рамках которой состоится международная научно-практическая конференция «Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования детей и молодежи: опыт, проблемы и перспективы (НЦХТДиМ).

В течение учебного года предусмотрено проведение республиканских мероприятий для детей и молодежи в соответствии с календарем республиканских мероприятий учреждений дополнительного образования детей и молодежи на 2018/19 учебный год (сайт РЦИиТТ/ События/ http://www.rcitt.by/doings); сайт НЦХТДиМ/Методический портал/ http://method.nchtdm.by/; сайт РЦЭиК/ Мероприятия/ Планы мероприятий/ Календарный план мероприятий на 2018/2019 учебный год/ http://eco.unibel.by/meropriyatiya/planyi_meropriyatij/proekt_kalendarnogo_plana_meropriyatij_na_2018/2019_uchebnyij_god.html).
3. Организация методического сопровождения деятельности педагогических работников, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи

Совершенствование учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является одним из условий успешного проектирования пространства персонального образования в рамках освоения программы объединения по интересам. В 2017 году разработаны новые типовые программы дополнительного образования детей и молодежи по 12 профилям[7]. Структура типовых программ дополнительного образования детей и молодежи дополнена новыми разделами: «Образовательные области»; «Учебно-тематический план»; «Содержание образовательных областей». В соответствии с профилями образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи определены содержательные аспекты образовательных областей, цели и задачи их изучения; разработаны учебно-тематические планы; раскрыто содержание разделов (тем) согласно учебно-тематическим планам, что значительно облегчает разработку программ объединений по интересам как с базовым, так и с повышенным уровнем изучения образовательной области, экспериментальных и индивидуальных программ дополнительного образования детей и молодежи.

Обращаем внимание, что утверждение Министерством образования программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области предполагает определенный порядок и независимую экспертизу[8]. Программы объединений по интересам должны соответствовать следующим требованиям: современность, прогнозируемость, целостность, реалистичность, вариативность, рациональность, контролируемость, корректируемость. Реализация программ должна обеспечивать возможность дифференцированного и вариативного образования, освоение индивидуальных образовательных маршрутов. При разработке содержания программ объединений по интересам необходимо в полном соответствии с типовой программой определенного профиля указать образовательную область и конкретизировать направление реализации программой данной образовательной области. Структура программы объединения по интересам должна соответствовать структуре типовой программы. (Программы объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или дисциплины соответственно профилям размещены на сайтах республиканских учреждений дополнительного образования детей и молодежи).

НЦХТДиМ в 2018 году организует республиканский конкурс программ объединений по интересам культурно-досугового профиля; в 2019 году состоится республиканский конкурс программ объединений по интересам художественного профиля (образовательная область «Хореография»); II Республиканский конкурс разработок литературного материала для детского театра будет проходить в период с марта 2019 года по март 2020 года.

Определяющим условием обеспечения качества и повышения эффективности образовательного процесса является профессиональная компетентность педагогов, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи.

Педагогическим коллективам рекомендуем активно включиться в систему региональных и республиканских методических мероприятий (научно-практические конференции, форумы, мастер-классы, семинары-практикумы, методические выставки, конкурсы образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи), в ходе которых обсуждаются актуальные вопросы дополнительного образования детей и молодежи, представляются передовые технологии, распространяется лучший педагогический опыт.

Дополнительные возможности эффективного профессионального взаимодействия в новом учебном году предоставляют консультационный сетевой навигатор, созданный в рамках инновационного проекта «Республиканский методический кластер», виртуальный консультационный центр, дистанционная мастерская по проектированию программ объединений по интересам (сайт НЦХТДиМ/ Республиканский методический кластер/ http://method.nchtdm.by/respublikanskij_metodicheskij_klaster/).

В 2018/2019 учебном году будет продолжена работа по подготовке педагогов дополнительного образования к работе с учащимися в рамках «Детской научно-экспериментальной лаборатории по изучению природоохранных ресурсов» и «Детской научно-экспериментальной лаборатории по изучению биоразнообразия и антропогенных факторов водных экосистем» (сайт РЦЭиК/ Обучение/ Отделы и объединения по интересам/ Отдел экологии/ Детская научно-экспериментальная лаборатория по изучению биоразнообразия и антропогенных факторов водных экосистем"/ http://eco.unibel.by/obuchenie/obedineniya-po-interesam/otdel_ekologii_i_ekskursionno-kraevedcheskoj_rabotyi/detskaya_nauchno-eksperimentalnaya_laboratoriya_po_izucheniyu_bioraznoobraziya_i_antropogennyix_faktorov_vodnyix_ekosistem.html)

Продолжит работу онлайн-мастерская по оказанию методической помощи педагогам в подготовке материалов, необходимых для аттестации на присвоение высшей квалификационной категории; в разработке программ с дистанционной формой получения дополнительного образования детей и молодежи, индивидуальных программ дополнительного образования детей и молодежи, программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины. В рамках подготовки педагогов к проведению занятий объединений по интересам по робототехнике будут организованы обучающие семинары, практические занятия, мастер-классы и онлайн-консультации (сайт РЦИиТТwww.rcitt.by Не найдено! .

 

Заключение 

В целях дальнейшего совершенствования системы дополнительного образования детей и молодежи в 2018/2019 учебном году необходимо обеспечить:

активное внедрение новых форм, методов и технологий в образовательный процесс, открытие новых, востребованных объединений по интересам, новых направлений деятельности детских школ искусств;

обновление содержания образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с их интересами, потребностями семьи и общества;

расширение сети объединений по интересам по различным профилям в учреждениях образования;

внедрение современных форм профессиональной ориентации и организации занятости детей и молодежи в свободное от учебы время, поддержку их творческой и предпринимательской инициативы;

создание условий для реализации социально значимых и общественных проектов, детских и молодежных инициатив в рамках совместной деятельности учреждений образования с учреждениями социально-культурной сферы и общественными организациями (пионерская организация, ОО «БРСМ», студенческие профсоюзы и др.).

Необходимо продолжить работу по организации качественного информационного сопровождения деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, в том числе: обеспечение информационной и методической поддержки Интернет-проектов, творческих Интернет-ресурсов, создаваемых обучающимися.

Отечественная система дополнительного образования детей и молодежи как открытая социальная система призвана обеспечить условия для формирования гражданской позиции, лидерских качеств, социальных компетенций и развития творческих способностей детей и молодежи в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, общественно-гуманитарной и другой образовательной деятельности.

 

Приложение 

Нормативное правовое обеспечение

Деятельность системы дополнительного образования детей и молодежи в 2018/2019 учебном году регламентируется:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Указом Президента Республики Беларусь от 22.04.2015 г. № 166 «О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016-2020 годы»;

Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2017 г. № 31;

Приказом Министра образования от 19.01.2017 г. № 21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня»;

Приказом Министра образования Республики Беларусь от 23.10.2017 г. № 641 «Об определении порядка утверждения программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или дисциплины»;

Приказом Министра образования Республики Беларусь от 29.11.2017 г. № 742 «Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года»;

Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 18.05.2018 г. № 412 «Об организации оздоровления детей в летний период»;

Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 28.05.2018 г. № 431 «О проведении республиканской акции «Малая родина: эстафета добрых дел»;

Инструкцией об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а;

Правилами автомобильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972;

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.07.2011 г. № 59 «Об утверждении инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся и о признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь от 18.03.2008 г. № 24»;

Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 г. № 149;

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 г. № 15/27/23 «Об утверждении концепции профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь»;

Правилами оказания туристических услуг, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2014 г. № 1064;

Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 г. № 82;

Концепцией организации молодежного волонтёрского (добровольческого) движения в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.11.2015 г. № 128;

Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Министерства образования республики Беларусь от 22.02.2016 г. № 9;

Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 г. № 250;

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 г. № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи»;

Инструктивно-методическим письмом Министерства образования «О некоторых вопросах организации участия, обучающихся в образовательных мероприятиях на территории Республики Беларусь и за границей» от 19.11.2015 № 21/6236/дс;

Инструктивно-методическим письмом Министерства образования «О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в 6-ой школьный день» (http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php);

Анализ деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в соответствии с критериями и показателями, размещенными на сайте Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/molodezhi/v-portfel/).

 


[1] Приказ Министра образования Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. №742 «Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года»

[2] Статья 12 Кодекса Республики Беларусь об образовании

[3]Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы

 

[4]Приказ Министра образования Республики Беларусь 29 ноября 2017 г. №742 «Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года»

 

[5]Приказ Министра образования от 19.01.2017 №21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня»

 

[6]Сайт учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (http://rctkum.by/)

[7] Утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 г. №123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи»  

[8]Приказ Министра образования от  23.10.2017  №  641 «Об определении порядка утверждения программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины»