Учреждение образования  

Республиканский центр экологии и краеведения 

 

Краткие методические рекомендации

Экологическое образование и воспитание

в 2015-2016 учебном году

         Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде. Целью экологического образования является тесное взаимодействие с учреждениями образования по организации свободного времени учащихся, развитие их интересов, свободный выбор эколого-биологической творческой деятельности, повышение уровня экологической культуры, физического и нравственного здоровья средствами природы.

Государственная политика в данной сфере регулируется такими важными документами, как Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития до 2020 года, Кодекс Республики Беларусь об образовании (ст.2 ”Основы государственной политики в сфере образования“), ”Директива Президента Республики Беларусь №3 от 14 июня 2007 года“, Закон Республики Беларусь Об энергосбережении от 08.01.2015г. (№ 239 – 3), Республиканская программа энергосбережения на 2011-2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. № 1882) и др.

Экологическое образование создает условия для развития познавательных интересов и навыков практической исследовательской деятельности, воспитания экологической ответственности и становления активной жизненной позиции личности учащихся. Формы организации работы различны: индивидуальные, групповые (объединения по интересам, клубы, экологические школы развития, академии юных, научные общества учащихся, студии, мастерские, экотеатры, экологические отряды, школьные лесничества), массовые (экологические слеты, профильные смены, профильные недели, конференции, конкурсы, праздники, выставки, экомарафоны и др.), заочные (дистанционные школы).

Базой для педагогического взаимодействия в объединениях по интересам служат: программы объединений по интересам (базовый и повышенный уровни), учебные эколого-биологические комплексы, учебные кабинеты экологии, биологии, демонстрационные площадки, тропы здоровья, экологические тропы, сады запахов, зимние сады, комнатные сады, музеи природы, выставки, медиатеки и др.

Содержательные установки реализуются через познавательную, практическую, исследовательскую, проектную деятельность.

В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля эффективными формами экологического образования являются очное и заочное (дистанционное обучение). Очное обучение включает в себя деятельность объединений по интересам эколого-биологического профиля, научных объединений учащихся, творческих мастерских, студий, театров, агитбригад и др.

Талантливая молодежь эколого-биологического профиля уверенно несет эстафету лучших национальных традиций, поднимает авторитет и престиж государства, создает его реальный суверенитет. Немаловажно воспитание молодого поколения биологов и экологов, которое продолжит работу нынешних ученых и выведет нашу науку на более высокую ступень развития.

Республиканский центр экологии и краеведения как координатор массовых экологических мероприятий в нашей стране рекомендует принять участие учащимся и молодёжи в работе “Республиканской очно-заочной (дистанционной) школы по биологии». Программы объединений по интересам дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля повышенного уровня дистанционной школы обеспечивают углубление и расширение знаний учащихся по общему курсу биологии и экологии, способствуют приобретению навыков практической и исследовательской работы, дают возможность учащимся, особенно тем, кто проживает в сельской местности и других населенных пунктах, отдаленных от научных центров, углубленно заниматься биологией. Обучение осуществляется путем самостоятельной работы с литературой, прослушивания лекций, выполнения контрольных, лабораторных, практических работ дистанционной коммуникации с руководителем-лектором, очных консультаций. Программа объединения по интересам заочной (дистанционной) формы получения образования включает в себя практический тур для 10-11 классов, который проходит в марте, для 7-9 классов в июне. Принцип зачисления в школу и методику процесса обучения более подробно можно изучить на сайте Республиканского центра экологии и краеведения.

В системе образования активно работают школьные лесничества. Рекомендуем принять участие в работе «Республиканской школы актива юных лесоводов», которая создана с целью оказания помощи школьным лесничествам, учреждениям общего среднего образования Республики Беларусь в экологическом образовании и воспитании учащихся, расширении и углублении знаний о лесе и его обитателях, охране окружающей среды, рациональном природопользовании, привитии навыков практической и исследовательской работы в природе, профессиональной ориентации. Срок обучения – 2 года. Обучение осуществляется путем самостоятельной работы с литературой, выполнения контрольных, курсовых, исследовательских и практических работ, прослушивания лекций. Набор осуществляется с сентября по октябрь каждого учебного года.

Научно-практическая работа с учащимися не теряет своей актуальности и значимости, достигнуты результаты: регулярные ежегодные победы юных белорусских ученых на международных конкурсах и олимпиадах биолого-экологических работ. В связи с нарастающим интересом педагогов и учащихся к этой форме работы рекомендуем организовать научные объединения учащихся по интересам с использованием программ объединений по интересам базового и повышенного уровней, соответствующих направлению работы объединений, а также принять участие в XXVII республиканском конкурсе научных биолого-экологических работ учащихся учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи (февраль 2016 г.). По итогам республиканского конкурса научных биолого-экологических работ учащихся учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи победители примут участие в Международной олимпиаде INEPO EUROASIA 2016 г. (г. Баку, Азербайджан), Международной олимпиаде экологических проектов INEPO 2016 (г. Стамбул, Турция), Стокгольмском юниорском водном конкурсе (апрель, май, август 2016 г.) Планируется участие в других мероприятиях международного уровня: Международной олимпиаде экологических проектов ISPrO 2016 (г. Джакарта, Индонезия), Международной олимпиаде проектов молодых ученых и изобретателей IYIPO 2016 г. (г.Тбилиси, Грузия), а также Международной олимпиаде «Golden Climate International Project Olympiad» (г. Найроби, Кения).

С целью укрепления связей между юными экологами-исследователями Беларуси и России, совершенствования эколого-биологического дополнительного образования детей через совместную исследовательскую работу белорусских и российских школьников, развития интереса к биологии и экологии, к практическому участию в деле сохранения природных экосистем летом 2016 г. на территории Российской Федерации состоится Слет юных экологов Беларуси и России ”Экология без границ“. Слет включает проведение теоретического и практического туров по пяти направлениям: почвоведение, ботаника, энтомология, орнитология и гидробиология. Рекомендуем учреждениям дополнительного образования детей и молодежи принять участие в подготовке и проведении Слета юных экологов Беларуси и России ”Экология без границ“.

При планировании работы по экологическому воспитанию особое внимание следует уделить мероприятиям по датам Международного и Всемирного экологического календаря. Рекомендуем включать в план воспитательных мероприятий следующие значимые даты:

16 сентября – ”Международный день охраны озонового слоя“;

22 сентября – ”Всемирный день без автомобиля“;

11 ноября – ”Международный день энергосбережения“;

11 января – ”День заповедников и национальных парков“;

2 февраля – ”Всемирный день водно-болотных угодий“;

22 марта – ”Всемирный день водных ресурсов“,

15 апреля – ”День экологических знаний“;

22 апреля – ”Международный день Земли“;

5 мая – ”Международный день солнца“;

15 мая – ”Международный день климата“;

22 мая – ”Международный день биологического разнообразия“;

5 июня – ”Всемирный день охраны окружающей среды“;

18 – 22 июня – ”Европейская неделя устойчивой энергетики“ и другие.

 Одной из важнейших дат экологического календаря является 5 июня – ”Всемирный день охраны окружающей среды“, который можно отметить проведением театрализованных экологических судов, турниров юных экологов, конкурсов творческих проектов ”Природа моей Родины“, организацией экологических трудовых десантов в парках, скверах, на прилегающей к водоемам территории по уборке мусора и посадке саженцев деревьев ”Помоги природе“.

22 апреля – ”Международный день Земли“ – рекомендуем отметить проведением экологических акций: ”Квiтней мой лес“, ”Охранять природу – значит любить Родину!“, ”Украсим Беларусь цветами“, “Творим добро на всей Земле”, “Сдай макулатуру – сбереги дерево”, “Подари отходам вторую жизнь”.

Формированию эстетического вкуса, развитию художественных навыков, достижению внутренней гормонии и экологии души поспособствует активное участие в выставочной деятельности по предложенным конкурсам (“Лёд. Цветы. Фантазия”, “Природа в объективе”, “Богач”, “Юннат-2016”, конкурс-выставка “Осенний марафон” и т.д.).

Следует отметить значимость идеологического аспекта в воспитании учащихся.  Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданско-патриотическом и идеологическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на основе государственной идеологии предлагаем осуществлять через организацию и участие в следующих мероприятиях, акциях, конкурсах: “Мы – граждане Беларуси”, ”Растим патриотов вместе”; декады гражданско-патриотических дел “Мы в памяти храним великие имена”, лекториев по воспитанию у учащихся уважения к государственным символам Республики Беларусь, посещение главной площади “Герба и Флага Республики Беларусь”, государственных музеев.

 

В 2015 г. вышло 2 сборника программ, которые рекомендуются педагогам для работы в объединениях по интересам:

1    Сборник «Программы объединений по интересам дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля». Базовый уровень

2    Сборник ««Программы объединений по интересам дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля». Повышенный уровень.