Перечень учебных программ факультативных занятий и пособий по воспитательной работе, рекомендованных к использованию в учреждениях дополнительного образования

Учебные программы факультативных занятий

  • Рабочая тетрадь для факультативных занятий «Энергия вокруг нас» 2 класс Авторы: Е.С. Грабчикова, Л.Ф. Кузнецова, В.Л. Маевская, Минск 2012
  • Рабочая тетрадь для факультативных занятий «Сберегаем энергию» 3 класс Авторы: Е. С. Грабчикова, Л.Ф. Кузнецова, В.Л. Маевская, Минск 2013
  • Рабочая тетрадь для факультативных занятий «Земля – наш общий дом» 4 класс Авторы: Е.С. Грабчикова, Л.Ф. Кузнецова,                     В.Л. Маевская, Минск 2013
  • Рабочая тетрадь для факультативных занятий «Энергия и окружающая среда» 5-8 класс Авторы И.В. Галузо, С.П. Докиш, А.Е. Ковалева,    И.В. Колесник, А.В. Муравьев, К.А. Петров, В.Н. Свистунова, Минск 2010
  • Дидактические материалы «Я, энергия и окружающая среда»/           Л.П. Калиновская, Л.Ф. Кузнецова, В.Л. Маевская; под общ. Ред.     Л.П. Калиновской. – Минск: Зорны Верасок, 2014. – 60 с. +1 электрон. опт. диск (CD). – (Педагогическая копилка).

Дидактические материалы пособия предназначены для использования на учебных и факультативных занятиях во 2-4 классах в учреждениях общего среднего образования по учебной программе «Я, энергия и окружающая среда».

Материалы пособия позволят повысить интерес учащихся к занятиям, а также информированность о способах охраны окружающей среды при использовании различных видов энергии. Пособие может быть использовано в объединениях по интересам в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.

Пособия по воспитательной работе

  • Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля/ Л.П. Калиновская, А.Е. Ковалева/ Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011, - 79 с.

В сборнике представлены программа объединения «Энергия и энергоэффективность» и программа объединения фитодизайна «Флора».

  • Программы объединений по интересам дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля. Базовый уровень: для руководителей объединений по интересам учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля/Н В. Пятова,                  И.К. Макарова. Л.А. Житенев, Н.А.Сухан, Ж.Н. Теханович,               Е.Е. Сергей, О.М. Корда, Н.Э. Бортник, Г.А. Новицкая, Г.Е. Савельева, И.В. Зарецкая, Е. Ф. Пильник, О.В. Каминская; под ред. С.С. Кашлева. – Минск: , 2015. – 78 с.

В сборнике представлены программы объединений по интересам:

  • «Колос»;
  • «Мир родной природы»;
  • «Эко-арт дизайн»;
  • «Мозаика творчества»;
  • «Творческая мастерская «Кветкі»;
  • «Природа аквариума»;
  • «Экологический экспресс»;
  • «Зоология»;
  • «Калаўрот».
  • Программы объединений по интересам дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля. Повышенный уровень: руководителям объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля, педагогам учреждений общего среднего образования, профессионально-технического образования/                Л.П. Калиновская, Е.Ф. Пильник, Т.Н. Ступина, В.П. Трибис; Минск:       , 2015. – 70 с.

В сборнике представлены программы объединений по интересам:

  • «Флора»;
  • «Школа биологии» (заочной/дистанционной форм обучения);
  • «Ландшафтный и интерьерный дизайн»;
  • «Космическая биология».
  • Материалы Республиканской научно-практической конференции «Эколого-образовательная среда как фактор повышения качества дополнительного образования» 22-23 мая 2014 г./редакц. коллегия:     Л.П. Калиновская, С.С. Кашлев, М.В. Гершман/ Минск, 2014. – 134 с.

Сборник адресован научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам вузов, слушателям системы дополнительного образования взрослых и переподготовки кадров, педагогам учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи.

  • Материалы Международной научно-практической конференции «Экологическое образование для устойчивого развития: отечественный и международный опыт» 26-28 апреля 2016 г./ под ред. С.С. Кашлева. – Минск, 2016. – 92 с.

Сборник адресован преподавателям, аспирантам, студентам вузов, преподавателям и слушателям системы повышения квалификации и переподготовки специалистов образования, педагогов и руководителям.

  • Даты международного экологического календаря: методические разработки организационных форм экологического образования учащихся/ Г.Е. Савельева, Г.А. Новицкая, Т.А. Рысенкова,                 Н.В. Самерсова, Т.Н. Ступина, Т.Г. Семак, С.М. Северин, С.С. Кашлев, М.В. Лесниченко-Роговская, А.М. Андрушкевич, Н.А. Лопатченко,      И.Г. Новик, М.Н. Варакса, В.П. Трибис, Е.Ф. Пильник/ «Адукацыя і выхаванне» Минск, 2009. – 164 с.

Адресуется педагогам. Руководителям кружков учреждений дополнительного образования (внешкольного воспитания и обучения), общеобразовательных школ, детских оздоровительных центров, учреждений дошкольного образования, педагогам-организаторам, социальным педагогам, студентам и преподавателям педагогических вузов, методистам учреждений образования.

  • Сборник информационно-методических материалов «Эковесник»: сборник практических занятий, уроков, внеклассных мероприятий, программ, педагогического опыта для учителей, педагогов дополнительного образования детей и молодежи, учащихся./            М.В. Гершман/Минск, 2014. – 176 с.

При составлении сборника использованы материалы республиканской научно-практической конференции, конкурса «Энергия и среда обитания», дистанционной школы методистов и педагогов, выставок-конкурсов материалов научно-методического и педагогического опыта учителей и руководителей объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля.

  • Сборник информационно-методических материалов «Эковесник»: сборник практических занятий, уроков, внеклассных мероприятий, педагогического опыта учителей, педагогов дополнительного образования детей и молодежи, сочинений учащихся/ М.В. Гершман/ Минск, 2016. – 168 с.

В сборнике представлены методические и информационные материалы, которые содержат личностный опыт педагогов и являются наиболее популярными и востребованными. Материалы дистанционной школы методистов и педагогов,  конкурса «Устных журналов», республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания», выставок-конкурсов материалов научно-методического и педагогического опыта учителей и руководителей объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля .

         В данном сборнике также публикуются сочинения победителей конкурса «Если бы я был лесником…», который проводился Международным фондом поддержки дикой природы «Красный бор» при содействии Республиканского центра экологии и краеведения.