27 февраля 2018 года состоится заседание инновационного методического кластера в области эколого-биологической деятельности «Опыт лучших практик как важнейшее условие реализации профессионального роста педагогов в создании образовательного маршрута обучающихся» на базе учреждения образования “Гомельский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи” и государственного научного учреждения Институт леса НАН Беларуси в соответствии с положением о инновационном методическом кластере в области эколого-биологической деятельности.

Положение об инновационном методическом кластере в области эколого-биологической деятельности

ГЛАВА 1

1.1.                  Положение об инновационном методическом кластере в области эколого-биологической деятельности разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», концепцией формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь от 16.01.2014 № 27.

1.2.                  Положение определяет статус, особенности функционирования методического кластера, цель, задачи, функции и полномочия координационного методического совета.

1.3.                  Инновационный методический кластер в области эколого-биологической деятельности (далее – кластер) – это совокупность учреждений дополнительного образования однопрофильных и многопрофильных учреждений, осуществляющих эколого-биологическую, естественно-научную исследовательскую деятельность, учреждений образования относящихся к различным уровням образования, в том числе вузовского, научных и научно-методических организаций, общественных объединений, добровольно взаимодействующих на договорной основе, участвующих в формировании инновационных методических подходов к дополнительному образованию детей и молодежи и обеспечивающих практическое использование этих подходов при подготовке педагогов и учащихся.

1.4.                  Участники кластера взаимодействуют на основе соглашений, совместных планов по проведению мероприятий с учащимися и педагогами. Кластер создается на республиканском и региональном уровнях. Республиканский инновационный методический кластер (далее – Республиканский кластер) призван координировать деятельность региональных кластеров, выполняя инновационную проектно-исследовательскую, методическую функции. Для осуществления деятельности кластера создается научно координационный методический совет, который является постоянно действующим совещательным и экспертно-консультационным, коллегиальным научно-методическим органом по обеспечению высокого качества дополнительного образования детей и молодежи.

1.5.                  Организационное и методическое обеспечение деятельности республиканского кластера осуществляется Республиканским центром экологии и краеведения. Методическое сопровождение в региональном кластере осуществляется учреждениями дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля и структурами эколого=биологической деятельности многопрофильных учреждений.

ГЛАВА 2

2.1. Целью кластера является:

Организация всестороннего партнерства, в том числе развития научно-методической деятельности и сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.

2.2. Основными задачами Республиканского кластера являются:

- развитие эколого-биологической деятельности, координация деятельности региональных кластеров;

- систематическое проведение республиканских методических семинаров, форумов, конференций и др. форм педагогического взаимодействия;

- развитие горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающих доступность качественного дополнительного образования детей и молодежи, повышение профессиональной компетентности педагогов, создание информационной и статистической  базы об имеющихся профильных классах, кружках, НОУ, ресурсных центрах, учебных базах, инновационном опыте образовательной практики в области эколого-биологического профиля;

- обеспечение мобильности методического и педагогического состава с целью повышения качества профессионального мастерства педагогических кадров;

- рефлексия и регулярный анализ протекания научно-методического процесса на основе установленных целей и задач;

Основными задачами региональных кластеров являются:

- обобщение и распространение регионального опыта по всем направлениям эколого-педагогической деятельности;

- усиление практико-ориентированной подготовки с использованием собственных и региональных баз, ресурсных центров, имеющих опыт инновационной деятельности, в том числе общественных организаций, институтов развития образования, вузов;

- более глубокая интеграция учреждений образования региона в республиканскую инфраструктуру, в том числе через информационно образовательные сетевые проекты;

- расширение профессиональной коммуникации педагогов, повышение их профессионального мастерства в формировании экологической культуры.

2.3. В состав Республиканского инновационного методического кластера входят:

- региональные учреждения дополнительного образования детей и молодежи;

- республиканский национальный институт образования, Академия последипломного образования, вузы, научно-исследовательские институты, НАН Беларуси.

2.4. Республиканский кластер взаимодействует с Министерством образования Республики Беларусь и его структурами (управление общего среднего образования, управление социальной, воспитательной и идеологической работы).

3. Цель, задачи и функции координационного научно-методического совета (далее – координационный совет)

3.1. Целью деятельности координационного совета является обеспечение научного руководства деятельностью кластера, реализация основных направлений развития непрерывного экологического образования, координация деятельности участников кластера.

3.2. Задачи координационного совета:

- экспертиза стратегии и направлений развития дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля;

- обсуждение тематики и приоритетных направлений педагогических и эколого-биологических, естественно-научных исследований;

- обеспечение взаимодействия всех участников совета в рамках кластера и мобильности педагогических работников для повышения качества подготовки мероприятий с учащимися, педагогами, разработки программно-планирующей документации, образовательных и воспитательных программ и проектов;

- координация реализации и информационная поддержка совместных мероприятий, проектов, отвечающих целям кластера и интересам его участников.

3.3. Функции координационного совета:

- поддержка развития конкурсного движения (конкурс профессионального мастерства педагога дополнительного образования на лучшее объединение по интересам, лучший ресурсный центр и др.;

- организация профориентационной работы в целях популяризации прогрессий, связанных с эколого-биологическим образованием, в том числе базовым образованием;

- содействие привлечению ресурсов для развития дополнительного образования детей и молодежи, включая международные программы и проекты;

- осуществление планирования и координации совместной деятельности участников кластера, мониторинга и контроля результатов выполнения планов проведения мероприятий.

4. Состав и полномочия координационного методического совета:

4.1. Координационный совет формируется из представителей учреждений дополнительного образования детей и молодежи, участников кластера сроком на учебный год.

4.2. Координационный совет возглавляет председатель. Председатель координационного совета определяет работу координационного совета, определяет дату и тематику заседаний и руководит ими, вносит предложения в Министерство образования, связанные с привлечением ресурсов, внедрением программ Международного уровня и другим мероприятиям.

4.3. Деятельность координационного совета осуществляется в форме заседаний, семинаров, которые проводятся в соответствии с планом, но не реже чем 2 раза в год.

4.4. Состав совета (Приложение)

 

 

 

 

 

Приложение

 

Состав координационного методического совета по вопросам непрерывного экологического образования

 

Место работы

Ф.И.О., должность

  1.  

ГУО «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи»

Зарецкая Инна Васильевна, заместитель директора

  1.  

ГУО «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи»

Лысенко Наталья Васильевна, методист

  1.  

ГУДОДиМ «Эколого-биологический центр г. Барановичи»

Толстая Наталья Николаевна, директор

  1.  

ГУО «Кобринский районный эколого-биологический центр детей и юношества»

Строчук Лилия Александровна, директор

  1.  

ГУ «Центр дополнительного образования детей и молодежи г. Пинска»

Кирбай Алла Владимировна, заместитель директора

  1.  

ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи г. Белоозерска»

Дементей Наталья Владимировна, директор

  1.  

ГУДО «Витебский областной дворец детей и молодежи»

Егорова Надежда Ивановна, заместитель директора

  1.  

ГУДО «Оршанский районный эколого-биологический центр детей и молодежи»

Мишаков Александр Леонидович, директор

  1.  

УО «Гомельский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи»

Ранько Елена Анатольевна, директор

  1.  

ГУО «Жлобинский районный эколого-биологический центр детей и молодежи»

Уроченко Оксана Аркадьевна, директор

  1.  

ГУО «Калинковичский районный эколого-биологический центр детей и молодежи»

Шапетько Вероника Александровна, директор

  1.  

ГУО «Светлогорский эколого-биологический центр детей и молодежи»

Крук Ольга Юрьевна, директор

  1.  

УО «Гродненский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи»

Грейбо Светлана Ивановна, директор

  1.  

ГУО «Волковысский районный эколого-биологический центр детей и молодежи»

Лесота Елена Алексеевна, директор

  1.  

ГУО «Лидский районный экологический центр детей и молодежи»

Теханович Жанна Николаевна, директор

  1.  

ГУО «Эколого-биологический центр детей и молодежи Мостовского района»

Рекуть Екатерина Юрьевна, директор

  1.  

ГУО «Новогрудский районный эколого-биологический центр»

Цвырко Оксана Витальевна, директор

  1.  

ГУО «Слонимский районный экологический центр детей и молодежи»

Масло Светлана Васильевна, директор

  1.  

ГУО «Эколого-биологический центр Дзержинского района»

Хаменко Алла Кузьминична, директор

  1.  

ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся»

Коледа Тамара Анатольевна, директор

  1.  

ГУДО «Эколого-биологический центр детей и молодежи Смолевичского района»

Цурикова Ирина Анатольевна, дирекор

  1.  

ГУДО «Эколого-биологический центр детей и молодежи Солигорского района»

Дехтярева Наталья Алексеевна, директор

  1.  

ГУДО «Борисовский центр экологии и туризма»

Журавель Анжела Валерьевна, директор

  1.  

ГУДО «Эколого-биологический центр детей и молодежи г. Могилева»

Мажугов Юрий Павлович, директор

  1.  

ГУО «Центр юных натуралистов г. Бобруйска»

Бакуров Александр Евгеньевич, директор

  1.  

ГУДО «Областной центр творчества»

Шепелевич Людмила Леонидовна, заведующий отделом экологического воспитания

  1.  

Учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения»

Ступина Татьяна Николаевна, заведующий отделом растениеводства

  1.  

Учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения»

Гершман Марина Владимировна, заведующий отделом информационно-методической работы

  1.  

Учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения»

Киселева Юлия Викторовна, методист отдела информационно-методической работы

  1.  

Учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения»

Савельева Галина Евгеньевна, заведующий отделом экологии

  1.  

Учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения»

Калиновская Лидия Павловна, заместитель директора по методической работе

  1.  

Учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения»

Каминская Ольга Владимировна, заведующий лабораторией

  1.  

Учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения»

Новицкая Галина Аркадьевна, заведующий лабораторией