Методические рекомендации по формированию гуманного отношения детей к животным, к живой природе в контексте воспитания экологической культуры для учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи

 

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на поддержку и развитие интереса детей к предметам эколого-биологического и естественнонаучного цикла, формирование ценностного отношения к природе, своему здоровью, проведение и участие в природоохранных мероприятиях, приобретение опыта природоохранной деятельности, формирование экологической культуры, организацию досуга.

Формирование гуманного отношения к животным, к живой природе – неотъемлемая часть экологического и нравственного воспитания, задачей которого является формирование этичного человека. Этика при этом понимается как ответственность перед окружающими в самом широком смысле. Человек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в их интересах, если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Поэтому нравственное воспитание, в первую очередь, решает задачу формирования у ребенка милосердия, доброты, способности к состраданию. Практически это сводится к созданию ситуаций, когда ребенок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение от того, что кому-то действительно помог. Для маленького ребенка таким слабым существом, нуждающимся в его добром поступке, может быть животное.

Следовательно, отношение детей к животным – это та область деятельности ребенка, где можно успешно осуществлять нравственное воспитание. Кроме прямой цели, заключающейся в воспитании доброго отношения к животным, уважения к их жизни, достигается и другая цель: формирование нравственного человека в целом. Милосердие, доброта, отзывчивость – это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от нее. Если человек научился сопереживать другим существам, он также сочувственно отнесется к чужой боли, если страдает человек.

Взаимоотношения человека с окружающим миром должны отвечать принципам универсальной этики: человек должен уважать все живое. У ребенка формируется биоцентрическое мировоззрение, предполагающее уважение к интересам всего живого (людей, животных).

Основами гуманного воспитания детей в данном контексте являются:

- ознакомление детей с живыми объектами;

- развитие наблюдательности;

- постоянное общение с природой; развитие навыков ухода за животными;

- формирование чувства ответственности за животных, стремления защищать и охранять.

Формы организации работы в целях формирования гуманного отношения к животным и живой природе различны: индивидуальные, групповые, фронтальные (на уроках, во время классных и информационных часов, в объединениях по интересам, школах раннего развития, в научных обществах учащихся, студиях, экотеатрах, экологических отрядах, школьных лесничествах), массовые (экологические слеты, акции, форумы, «Экошколы», профильные недели, конференции, конкурсы, праздники, выставки, экофестивали, лагеря, экспедиции др.).

Доказано, что навыки ухода появляются, если у ребенка дома, в детском саду или в школе есть животное, за которое он несет ответственность и ухаживает. Именно тесный контакт с животным миром вырабатывает правильное видение взаимодействия человека с животным.

В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи созданы условия для организации занятий на базе уголков живой природы, разработаны программы объединений по интересам по профилю. Эффективной является работа объединений по интересам: «Любители природы», «Живая природа», «Экомир», «Зоомир», «Мир вокруг нас», «Природа и человек», «Природа и мы», «Экологический экспресс», «Юный эколог», «Юный натуралист», «Юный зоолог», «В мире животных», «Аквариумистика», «Мир аквариума», «Орнитология» и др. Занимаясь в этих объединениях, учащиеся младшего, среднего и старшего школьного возраста имеют возможность познакомиться с особенностями строения организма животного, интересными фактами из жизни растений и животных различных регионов и нашей страны, проводить занимательные опыты и эксперименты, получить навыки проведения научно-исследовательской работы, раскрыть свои творческие способности и выразить себя в творчестве.

На уроках биологии, человек и мир, географии, русского и белорусского языков и литературы и др. необходимо регулярно акцентировать внимание на вопросах бережного отношения к животным, их защиты и охраны природы.

С целью воспитания бережного, гуманного отношения к животным в учреждениях общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи эффективным является проведение классных часов, тематическихи этических бесед, встреч, круглых столов: «В мире животных», «Человек собаке друг», «Наши меньшие друзья», «Дай, Джим, на счастье лапу мне», «Почему птиц называют друзьями человека», «Мой маленький друг», «Мой питомец», «Я и моя собака», «Дорогою добра», «Домашние и дикие животные», «Животные разных континентов», «Необычные животные», «Правила поведения в природе», «Эти забавные животные», «С любовью к животным», «О защите животных в Республике Беларусь» и др.

Проведение выставок, выставок-ярмарок рисунков, коллажей, поделок из природных и вторичных материалов, фотографий в учреждениях общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи помогает раскрытию творческих способностей и привлечению внимания к проблеме охраны животных, сохранению биоразнообразия большого количества обучающихся, педагогов и родителей.

С целью формирования чувства ответственности, сопереживания, сострадания эффективно проведение и участие в благотворительных акциях в помощь животным: «Поможем пернатому другу», «В защиту братьев наших меньших», «Человек собаке друг» и других. Во время их проведения можно организовать изготовление и развешивание кормушек для птиц, подкормку животных в холодное время года и т.д.

Одной из любимых форм работы у обучающихся являются массовые мероприятия. «День птиц», «Всемирный День защиты животных», «Всемирный День дикой природы» и другие праздники находят отклик в душах ребят и остаются в памяти надолго.

Действенным методом гуманного воспитания ребенка является чтение энциклопедий, художественной литературы, просмотр и совместный анализ художественных и документальных фильмов о животных, в которых пропагандируется доброе отношение к ним, взаимопомощь и взаимовыручка.

Охранять и беречь хочется то, что хорошо знаешь и любишь. Для ознакомления с природными богатствами нашей страны и с целью изучения биоразнообразия можно рекомендовать организацию экскурсий, походов, экспедиций в природу, по экологическим тропам, в заповедники, заказники и национальные парки Беловежская пуща, Березинский биосферный заповедник, а также посещение уголков и музеев живой природы в учреждениях дополнительного образования, музея природы и экологии Беларуси, региональных краеведческих музеев, Республиканского центра экологии и краеведения и др.

Неотъемлемой частью воспитательного процесса является патриотическое воспитание. В контексте формирования гуманного отношения к животным необходимым является информирование обучающихся о роли, которую сыграли животные в Великой Отечественной войне, самоотверженно защищая города, спасая жизни людей. Собаки уничтожали вражеские эшелоны противника, доставляли письма, боеприпасы и продовольствие в партизанские отряды, разминировали города, в том числе и город Минск, вывозили раненых. Детям интересен факт, что в приближении Победы свою роль сыграли также кошки, лошади, олени, верблюды, голуби, дельфины. Проведение классных и информационных часов, подготовка тематических сообщений, докладов, выступлений, презентаций внесет свой вклад в воспитание бережного и уважительного отношения к животным.

Справочно: для знакомства с подвигами животных во время Великой Отечественной войны могут использоваться книги: Т.И.Андреева «Четвероногие солдаты», Т.И.Андреева «Братья наши меньшие. Животные в жизни человека» издательства «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки».

Таким образом, для того, чтобы защита животных стала важной составляющей в жизни ребенка, необходимо проведение целенаправленной комплексной работы, охватывающей различные аспекты его школьной жизни и внеурочной деятельности.