В системе дополнительного образования обеспечивается устойчивое развитие эколого-биологического профиля по методическому сопровождению образовательного процесса и оказания методической помощи педагогическим работникам, внедрению в учебный процесс инновационных технологий. В ноябре 2014 года в УО «Республиканский центр экологии и краеведения» состоится фестиваль интерактивной экопедагогики, который будет способствовать выявлению и демонстрации интерактивных методов, внедрению компонентов инновационного развития для создания образовательных практик учащихся.

Создание системы научно-методического обеспечения экологического образования детей и молодежи должно отвечать всем требованиям содержания образования и является основной задачей методической службы. Это – оказание информационно-методической, консультационно-методической, научно-методической помощи педагогическим работникам. Разработка программно-планирующей документации, подготовка и выпуск методической продукции, сопровождение проектов, изучение и обобщение инновационного опыта работы.

В новом учебном году с этой целью продолжит работу дистанционная школа педагога и методиста учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля. Пройдут республиканские научно-методические семинары, в том числе с включением вопросов по знакомству с зарубежным  опытом устойчивого развития (октябрь, декабрь, февраль, март, апрель, май, июнь).

Начнется реализация инновационного проекта «Внедрение модели формирования культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся в образовательном процессе» (2015 – 2017г.г.)

Станут доступными для всей системы дополнительного образования детей и молодежи результаты международного школьного проекта энергосбережения  ШПИРЭ по использованию интерактивных демонстрационных зон «Энергия. Климат. Образование», «Природные ресурсы и энергия», ресурсного центра.

В новом учебном году рекомендуем для реализации в объединениях по интересам образовательные программы эколого-биологического профиля: Банько Л.А., Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля/ Л.А. Банько. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009, 213с., Ковалёва А.Е., Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля/ А.Е. Ковалёва, Л.П.Калиновская. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011, 79с., Гершман М.В., Сборник информационно-методических материалов «Эковестник»/ М.В.Гершман. – Минск: ПДУП «Типография Федерации профсоюзов Беларуси», 2014, 172с. На сайте учреждения www.eco.unibel.by предлагаются программы объединений по интересам повышенного уровня (Космическая биология», «Фитодизайн», «Школа юного биолога» и др.).

Основная задача учреждений дополнительного образования  детей и молодежи эколого-биологического профиля 2014 – 2015г. будет направлена на создание условий, способствующих развитию новых современных направлений эколого-биологической деятельности, обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса.

Такие направления, как научно-исследовательские проекты по изучению биоразнообразия, этноэкологии, энергосбережения позволят развивать работу с одаренными учащимися, проводить интеллектуальные конкурсы, олимпиады, конференции. Рекомендуем принять участие в XXVI республиканском конкурсе научных биолого-экологических работ учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи (февраль 2015г.). Победители республиканского конкурса научных биолого-экологических работ учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи примут участие в международной олимпиаде юных исследователей IYIPO (г.Тбилиси), в международной олимпиаде экологических проектов в г.Джакарта (Индонезия), международной олимпиаде экологических проектов INEPO (г.Стамбул, Турция), международном конкурсе науки и технологий (Мостратех MOSTRATECH, Бразилия), международном конкурсе научных работ Usleep (Хьюстон), в Стокгольмском юниорском водном конкурсе (апрель, май, август, октябрь).

Одной из наиболее важных задач является оптимизация взаимодействия человека с природой и управление таким взаимодействием. Эта задача будет реализована через следующие мероприятия:

  • экологические экспедиции по родному краю (октябрь, май, июнь, июль)
  • школа актива юных лесоводов (октябрь – июнь)
  • республиканский слет юных лесоводов (май – июнь)
  • акции по благоустройству и озеленению (март – октябрь)
  • республиканский конкурс-выставка «Осенний марафон» (сентябрь)
  • республиканский конкурс юных флористов «Цветы победы» (май)
  • республиканская выставка-конкурс «Лёд. Цветы. Фантазия» (декабрь)
  • виртуальные музеи природы

Распространение среди учащихся различных интегрированных форм внеаудиторного экологического образования (на базе музеев, библиотек, ботанических садов, экологических троп, зоопарков, заказников, памятников природы, национальных парков и др.). Будут реализованы:

  • День заповедников и национальных парков (январь)
  • День водно-болотных угодий (февраль)
  • День экологических знаний (апрель)
  • Международный день биологического разнообразия (май)
  • Всемирный день окружающей среды (июнь)
  • Международный день птиц (апрель)
  • День защиты животных (октябрь)
  • Международный день энергосбережения (ноябрь).

Развитие информационных ресурсов для организации дистанционного консультирования и обучения учащихся в объединениях по интересам: заочные школы юного лесовода, юного биолога, проведение интернет конкурсов, конкурса видеоролика по пропаганде энергосбережения.