Условия

проведения республиканской

акции «Эко-мир»

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АКЦИИ.

Условия о проведении республиканской акции «Эко-мир» (далее – акция) разработаны в соответствии с Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011г. № 1049, Инструкцией о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 июля 2011г. № 59.

 

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АКЦИИ.

ЦЕЛЬ:

  • формирование экологической культуры учащихся средствами проведения исследовательской, практической, природоохранной и просветительской деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • расширение знаний учащихся об особенностях функционирования природных экосистем;
  • вовлечение учащихся в познавательную, исследовательскую, природоохранную и практическую деятельность, направленную на получение и трансляцию знаний о природных объектах Беларуси, способах и мерах их охраны;
  • развитие экологического мышления, творческих способностей учащихся, нестандартного мышления, навыков общения, сотрудничества, побуждение к активной природоохранной деятельности;
  • воспитание бережного отношения к природе, понимания ее красоты, уникальности, чувства личной ответственности за будущее своего края и планеты в целом.

 

3. ОРГАНИЗАТОРЫ АКЦИИ.

Министерство образования Республики Беларусь совместно с учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения»;

управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома.

 

 

4. УЧАСТНИКИ АКЦИИ.

Учащиеся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи (далее – учащиеся).

 

5. СРОКИ И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ.

5.1. Акция проводится в два этапа:

первый этап – (отборочный) областной, Минский городской. На данном этапе могут принимать участие учащиеся под руководством педагогов, как индивидуально, так и коллективно;

второй – (заключительный) республиканский. На данном этапе принимают участие победители и призеры отборочных областных и Минского городского этапов.

5.2. Отборочный этап акции проводится в период с марта по май 2018 года.

Жюри отборочного этапа оценивает работы и не позднее 31 мая  2018 года представляет в учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (г. Минск, ул. Макаенка, 8, 220114) на заключительный этап акции лучшие  работы (не более 5 работ в каждой номинации от областей и г. Минска).

5.3. Заключительный этап акции проводится с 1 по 30 июня         2018 года в учреждении образования «Республиканский центр экологии и краеведения» по адресу: 220114, г. Минск, ул. Макаёнка, 8.

Жюри заключительного этапа определяет победителей и призеров в каждой номинации акции (заочно).

 

6. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ АКЦИИ.

Акция включает проведение практико-ориентированных и исследовательских проектов по изучению и увеличению биоразнообразия своей местности, старинных садов и парков, созданию летописей добрых дел, проведение широкомасштабных экологических акций.

Практико-ориентированные проекты «Дикая природа рядом» проводятся совместно с ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» в целях вовлечения в природоохранную деятельность учащихся, увеличения биоразнообразия своей местности, пополнения национальной базы данных по биоразнообразию, создания карты по итогам наблюдений и включают номинации:

Номинация 1. «Грачи моей местности».

Участникам данной номинации необходимо провести исследовательскую работу по изучению местоположения грачей своей местности, подсчету количества птиц и их гнезд, указать название деревьев, на которых были обнаружены грачи. По итогам наблюдений участники оформляют отчет в виде печатного документа, созданного в пакете Microsoft Word. Шрифт Times New Roman, кегль 14, одинарный междустрочный интервал, абзацный отступ 1,25 см. Поля страницы верхнее и нижнее по 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см. Объем документа не должен превышать 10 страниц. В отчете необходимо отразить данные наблюдений, приложить фотографии, картосхемы с отметкой обнаруженных мест гнездования грачей, а также отметить на картосхеме места, в которых в результате наблюдений грачи не были обнаружены. Все наблюдения в обязательном порядке заносятся по форме на сайт www.florafauna.by. Данная номинация проводится с целью создания национальной базы данных по биоразнообразию.

Номинация 2. «Живая весна».

Участникам данной номинации необходимо провести наблюдения первых появлений белого аиста, деревенской ласточки, черного стрижа, кукушки и золотистой щурки. По итогам наблюдений участники оформляют отчет, в виде печатного документа, созданного в пакете Microsoft Word. Шрифт Times New Roman, кегль 14, одинарный междустрочный интервал, абзацный отступ 1,25 см. Поля страницы верхнее и нижнее по 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см. Объем документа не должен превышать 10 страниц. В отчете необходимо отразить данные наблюдений, приложить фотографии, картосхемы с отметкой мест, где впервые в этом году были обнаружены данные виды птиц в Беларуси.  Все наблюдения в обязательном порядке заносятся по форме на сайт www.springalive.by. Данная номинация проводится с целью создания карты по итогам наблюдений, которая позволяет следить за весенним перемещением птиц в Европе.

Номинация 3. «Сохраним редких насекомых».

Участникам данной номинации необходимо провести научно-практическую работу по созданию и изучению многоквартирного убежища для насекомых (златоглазок, наездников, уховерток, верблюдок и других) на территории эколого-биологического комплекса, учебно-опытного и дачного участков, пришкольной территории, в дендрариях. Для изготовления домиков можно использовать старые доски, кирпичи, куски черепицы, пучки соломы и тростника, щепки, камни и т.п., также можно сделать крышу и оформить домик вьющимися растениями и цветами. После создания домиков участники  проводят анализ видового состава насекомых, поселившихся в них. По итогам проведенной работы участники номинации оформляют отчет в виде печатного документа, созданного в пакете Microsoft Word. Шрифт Times New Roman, кегль 14, одинарный междустрочный интервал, абзацный отступ 1,25 см. Поля страницы верхнее и нижнее по 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см. Объем документа не должен превышать 10 страниц. В отчете необходимо отразить данные научно-практической работы и приложить фотографии. Данная номинация продится с целью увеличения биоразнообразия на отдельно взятой территории.

Участниками данных номинаций являются учащиеся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи как индивидуально, так и коллективно.

Номинация 4. «Зеленая планета».

В данной номинации принимают участие добровольные объединения учащихся (экологические  и волонтерские отряды, голубые и зеленые патрули, школьные лесничества) учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи, которые на добровольных началах убирают, благоустраивают территории, высаживают деревья, проводят другие природоохранные работы.

 Этапы проекта:

         Первый этап – проведение широкомасштабных акций в защиту природы (одной или нескольких), приуроченных к празднованию Международного Дня Земли – с 16 по 22 апреля:

  • «Сохраним первоцветы» – создание информационных табличек, рекламных листовок, проведение пропагандистской работы среди населения по предотвращению истребления первоцветов и других редких и охраняемых растений Беларуси;
  • «Посади дерево» – посадка деревьев с целью озеленения дворов, пришкольной и других территорий;
  • «В защиту муравейников» – создание информационных табличек, специальных ограждений, рекламных листовок, проведение пропагандистской работы среди населения, направленной на защиту и охрану муравейников, оказание помощи местным лесхозам по сохранению муравейников;
  • «Чистый берег» – очистка берегов рек, озер, водохранилищ, прудов от бытового мусора, растительных останков и др.;
  • «Новая жизнь старых вещей» – проведение мероприятий по сбору одежды, обуви, аксессуаров, предметов быта, пригодных для использования с целью обмена и благотворительности, направленных на уменьшение отходов и сокращение потребления.

         Перед проведением акций целесообразно провести анкетирование среди учащихся и населения с целью получения представления об информированности по данной проблеме.

         Второй этап – подготовка отчета в виде летописи «Добрых дел» по итогам проделанной работы.

Летопись должна быть художественно оформлена и включать: историю создания добровольного объединения; подробную информацию о проделанной работе с кратким обоснованием проведения акций, раскрытием проблемы, описанием района и местоположения проведения акций, прикладных результатов работы; перечень мероприятий, проводимых коллективом на протяжении ряда лет со дня основания; статистические данные; иллюстрации, фотографии с комментариями, картосхемы, анкеты. К летописи необходимо приложить электронный вариант рекламной продукции.

Исследовательский проект.

Номинация 5. «Сад моих предков». Предусматривает проекты по изучению и описанию старинных садов и парков местных регионов Беларуси.

В данной номинации принимают участие коллективы учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи. Возраст участников – 13-16 лет.

Конкурсная работа должна содержать следующие материалы:

                    ·          описание местоположения сада;

                    ·          план-схема сада;

                    ·          возраст сада, когда, кем и с какой целью заложен;

                    ·          перечень и описание пород и сортов высаженных первоначально и произрастающих в настоящее время древесных растений;

                    ·          архивные данные, подтверждающие статус сада;

                    ·          история жизни сада;

                    ·          фотографии с комментариями.

В отчете также необходимо отразить историю, содержание и особенности выбранного объекта, показать его значение как для местного общества (город, район, поселок и др.), так и для Беларуси в целом; о том, что делается для его сохранения; также могут быть включены легенды, сказания, воспоминания.

Конкурсная работа в номинации «Сад моих предков» выполняется в виде творческого отчета и презентации, высылается на бумажном и электронном носителях. Объем работы не должен превышать 10 печатных листов с учетом приложений (шрифт 15 Times New Roman).

Презентации могут быть выполнены в формате Power Point, PDF, или Flash. Количество слайдов не более 26 единиц. На первом кадре должна быть общая информация: название номинации; название конкурсной работы; фамилия, имя, отчество автора (полностью, без сокращений); возраст автора; название учреждения образования (согласно уставу учреждения образования, без сокращений); почтовый адрес учреждения образования с названием района, области; номер контактного телефона (полностью). На последнем кадре необходимо указать использованные информационные ресурсы; если в конкурсной работе присутствует музыкальное сопровождение, необходимо указать название музыкального произведения и автора и т.д.

Каждая конкурсная работа (отчет, летопись) должна сопровождаться следующей информацией: полное официальное название учреждения образования согласно Устава, название номинации, название работы, название коллектива, Ф.И.О. автора (авторов), место учебы и класс, Ф.И.О. и должность руководителя проекта, контактный телефон (с кодом), название населенного пункта и год выполнения работы.

Основные критерии оценки работ:

             ·            соответствие условиям конкурса;

             ·            учет региональных особенностей;

             ·            оригинальность подачи материала;

             ·            художественная привлекательность, социальная значимость.

Рукописные работы к участию в конкурсе не допускаются.

Работы не рецензируются и не возвращаются.

 

 7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ АКЦИИ, НАГРАЖДЕНИЕ.

      Для подведения итогов мероприятий акции организаторы формируют жюри.

Жюри республиканского (заключительного) этапа акции рассматривает работы, представленные на конкурс по номинациям, определяет победителей и призеров в каждой номинации.

Устанавливается следующее количество призовых мест:

I место – одно в каждой номинации;

II место – два в каждой номинации;

III место – два в каждой номинации.

Победители и призеры акции награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь.

Лучшие творческие работы будут представлены в научно-исследовательском лабораторно-практическом комплексе Республиканского центра экологии и краеведения.