МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI

РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

вул. Савецкая, 9,

220010, г. Мiнск

тэл. 327-47-36, факс 200-84-83

E-mail: root@minedu.unibel.by

 

ул. Советская, 9

220010, г. Минск

тел. 327-47-36, факс 200-84-83

E-mail: root@minedu.unibel.by

 

20.11.2017 № И-10-20/395

На № ____________от ___________

 

 

Управления образования

облисполкомов

 

Комитет по образованию

Минского горисполкома

О проведении республиканского конкурса

научных биолого-экологических работ/проектов

учащихся учреждений общего среднего образования и

дополнительного образования детей и молодежи

 

В соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2017 год и в целях повышения интереса учащихся к изучаемым естественно-научным предметам, привлечения их к исследовательской, экспериментальной и практической деятельности, а также выявления и поддержки наиболее одаренных учащихся с ноября  2017 года по февраль 2018 года пройдет республиканский конкурс научных биолого-экологических работ/проектов учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи (далее – республиканский конкурс).

Просим довести информацию о республиканском конкурсе до заинтересованных.

Дополнительную информацию можно получить по телефону (017) 267-87-28 (Калиновская Л.П.) и на сайте Республиканского центра экологии и краеведения: www.eco.unibel.by.

 

Заместитель Министра                                                       Р.С.Сидоренко

 

 

 

 

 

 

 

 

10 Драпакова 2226611

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь___

___________Э.В.Томильчик

__________________ 2017 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении республиканского конкурса

научных биолого-экологических работ/проектов

учащихся учреждений общего среднего

образования и дополнительного образования

детей и молодежи

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Положение о проведении республиканского конкурса научных биолого-экологических работ/проектов (далее – работ) учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи (далее – Конкурс) разработано в соответствии с Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049, Инструкцией о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от        6 июля 2011 г. № 59.

 

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА.

ЦЕЛЬ:

  • развитие научно-исследовательской деятельности как эффективного средства повышения качества образования и всестороннего развития личности учащихся учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи (далее - учащиеся).

ЗАДАЧИ:

  • обеспечение интеграции образовательного процесса и научной деятельности учащихся в учреждениях общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи;
  • создание условий для реализации способностей учащихся и стимулирование научно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с приоритетными биолого-экологическими направлениями развития фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Беларусь;
  • содействие активному привлечению учащихся, способных к научно-исследовательской деятельности в научную и образовательную сферы Республики Беларусь;
  • создание эффективного механизма отбора учащихся при формировании команд для участия в международных олимпиадах, конкурсах, слетах, конференциях биолого-экологической направленности;
  • стимулирование деятельности педагогических коллективов учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи по развитию способностей одаренных учащихся;
  • совершенствование форм работы предметных и научных объединений, факультативов, других форм внеклассной биолого-экологической работы с талантливой молодежью.

 

3. ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА.

Министерство образования Республики Беларусь;

учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения»;

управления образования облисполкомов, райисполкомов (комитет по образованию Минского горисполкома).

 

4. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА.

Учащиеся (14-17 лет) учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи. На Конкурс представляются самостоятельно выполненные научно-исследовательские работы биолого-экологической направленности учащихся учреждений общего среднего образования  и дополнительного образования детей и молодежи (один автор на одну работу).

 

5. СРОКИ И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.

5.1. Конкурс проводится с ноября 2017 года по февраль 2018 года.

5.2. Конкур проводится в два этапа:

первый этап – областной (отборочный), Минский городской, Республиканского центра экологии и краеведения. На данном этапе  принимают учащиеся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования областного, Минского городского подчинения, Республиканского центра экологии и краеведения;

второй этап – республиканский (заключительный) проводится в учреждении образования «Республиканский центр экологии и краеведения» по адресу: 220114, г. Минск, ул. Макаёнка, 8.

5.3. С целью эффективного решения поставленных задач привлекаются специалисты учреждений высшего образования Республики Беларусь, сотрудники научно-исследовательских институтов НАН Беларуси, учреждений общего среднего образования, а также учреждений дополнительного образования детей и молодежи (далее – учреждения образования), а также специалисты соответствующих направлений из иных организаций.

 

6. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.

6.1. Подготовку и проведение Конкурса обеспечивают:

на первом этапе – соответствующие государственные органы управления образованием, Республиканский центр экологии и краеведения;

на втором этапе – Министерство образования.

6.2. Конкурс объявляется приказами не позднее, чем за месяц до начала его проведения. В приказах утверждаются:

состав организационного комитета Конкурса (далее – оргкомитет);

сроки проведения Конкурса (для первого этапа – не позднее 25 декабря, второго – не позднее 28 февраля);

перечень научных секций, по которым будет проходить защита научных работ (не более 6 секций: «Экология растений и биоиндикация», «Экология животных», «Экология урбанизированных территорий и ресурсосбережение», «Вода и водные экосистемы», «Экспериментальная биология: лабораторный эксперимент», «Экспериментальная биология: полевой эксперимент»);

место проведения (учреждение образования, на базе которого проводится Конкурс).

6.3. В состав оргкомитетов Конкурса могут включаться представители соответствующих государственных органов управления образованием, учреждений образования, научно-исследовательских институтов и иных организаций.

6.4. Оргкомитеты на каждом из этапов Конкурса:

осуществляют непосредственное руководство подготовкой и проведением Конкурса;

обеспечивают информирование о сроках проведения Конкурса;

разрабатывают, и утверждают программы и формы проведения Конкурса;

принимают к рассмотрению заявки на участие в Конкурсе;

в соответствии с тематикой, представленных на Конкурс работ учащихся, определяют перечень научных секций, в которых проводится их защита (не более 6 секций);

формируют жюри Конкурса в составе не более 3-х человек на одну научную секцию;

подводят итоги,  награждают победителей Конкурса.

6.5. Оргкомитеты первого этапа Конкурса:

осуществляют анализ результатов проведения этапа и представляют в оргкомитет второго этапа Конкурса итоговые протоколы заседания жюри по каждой представленной секции;

по окончании этапа формируют состав команд, и до 10 января следующего года предоставляют в оргкомитет второго этапа Конкурса заявку на участие по форме согласно Приложению 1, информацию по форме согласно Приложению 2, тезисы докладов и работы.

определяют руководителя команды, сопровождающее лицо к месту проведения второго этапа Конкурса и обратно.

6.6. Оргкомитет второго этапа конкурса:

определяет состав участников второго этапа Конкурса на основании заявок, предоставленных оргкомитетами первого этапа Конкурса;

анализирует, обобщает итоги заключительного этапа Конкурса и представляет отчет о его проведении в Министерство образования;

осуществляет информационное обеспечение Конкурса на этапах подготовки, проведения и анализа результатов;

имеет право отклонить работу, не соответствующую требованиям настоящего положения.

7. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОТ.

7.1. Предметом рассмотрения на всех этапах Конкурса являются самостоятельно выполненные работы учащихся, включающие все этапы исследовательской деятельности: обработка, анализ и интерпретация собранного материала, а также обзор литературы по выбранной теме.

Тематика исследований представляется следующими направлениями:

изучение и сохранение биологического разнообразия, природных биоценозов;

решение локальных и региональных экологических проблем;

разработка и внедрение перспективных биологических и экологических технологий, методов практического использования;

другие актуальные проблемы современной биологии и экологии и новые биологические дисциплины и направления на границах смежных наук.

7.2. Текст работы, представленной для рассмотрения на научной секции всех этапов Конкурса, должен быть четко структурирован и содержать следующую информацию по разделам:

титульный лист: официальное название учреждения образования, которое представляет работу, название работы, Ф.И.О. автора, место учебы и класс, Ф.И.О. научного руководителя, место работы и должность, внизу страницы указывается название населенного пункта и год;

введение: краткое обоснование, в котором раскрывается изучаемая проблема, ее актуальность, значимость, цели и задачи, а также благодарности, объем введения 1-2 страницы;

литературный обзор: в виде отдельной главы, в которой приводится анализ литературных данных по изучаемой или решаемой проблеме, в конце литературного обзора приводится краткое заключение с обоснованием места и значения представляемой работы среди уже существующих сведений и разработок, объем раздела может составлять   2-3 страницы;

материалы и методы: глава, в которой дается описание объектов и предметов исследования, указываются все используемые методы с обязательными ссылками на источники, если в работе представлена собственная разработанная методика, то дается ее подробное описание, объем раздела 1-2 страницы;

результаты и их обсуждение: оформлены в одну или несколько глав, представляются основные результаты работы и их анализ и обсуждение, объем раздела 7-10 страниц;

выводы, либо заключение: раздел, где лаконично изложены основные научно значимые и прикладные результаты работы, объем раздела 1-2 страницы.

список литературы: приводятся все источники, использованные в ходе работы, включая электронные и Интернет-ресурсы, на все источники должны быть ссылки в тексте работы, оформленные открытым (автор, год) или закрытым [номер в списке] способом;

приложение (по необходимости), в котором приводятся сопутствующие материалы, необходимые для представления результатов работы, но не являются ее презентацией.

Работа представляется в виде печатного документа (рукопись работы), созданного в пакете Microsoft Word. Текст документа должен быть набран шрифтом Times New Roman, кегль 12, одинарный междустрочный интервал, абзацный отступ 1,25 см. Поля страницы верхнее и нижнее по 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см. Объем документа не должен превышать 20 страниц без учета приложений.

Работы большего объема, а также не соответствующие техническим требованиям, не рассматриваются.

7.3. Тезисы работы, представляемые на второй этап Конкурса, должны иметь объем до 4 страниц. В тексте тезисов должны быть отражены в краткой форме: проблема, которой касается работа, ее цель, основные этапы и главные достижения, полученные в ходе работы. Текст тезисов должен быть структурирован (введение, материалы и методы, результаты и их обсуждение, заключение и литература).

7.4. Представленные работы должны соответствовать ряду требований:

к участию в Конкурсе принимаются работы на одном из государственных языков Республики Беларусь;

к участию в Конкурсе не принимаются:

реферативные и описательные работы;

работы, содержащие плагиат и нарушающие права других авторов; участники, представившие подобные работы вносятся в специальный список и, в дальнейшем, к их работам предъявляется особый контроль в ходе регистрации и экспертизы на Конкурсе;

работы – участники Конкурсов прошлых лет без их доработки в научной содержательной части менее чем на 25%.

7.5. Количественный состав участников первого этапа Конкурса определяется соответствующими оргкомитетами на основании поданных заявок от учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи.

7.6. Во втором этапе Конкурса принимают участие по одной команде из числа победителей первого этапа Конкурса от каждой области,              г. Минска и Республиканского центра экологии и краеведения (всего – 8 команд, не более 14 учащихся в одной команде) на основании заявок, представленных в оргкомитет.

7.7. На основании решения оргкомитета допускается замена члена команды на заключительном этапе Конкурса в связи с невозможностью его участия по уважительным причинам.

7.8. Работы, представленные на научные секции позже установленного срока или представленные с нарушением требований, не допускаются к рассмотрению членами жюри.

 

8. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И ЗАЩИТЫ РАБОТ.

8.1. Работы, представленные на научные секции на всех этапах Конкурса, проходят экспертную оценку жюри. Состав жюри формируется только из специалистов в области биологии и экологии, имеющих опыт в исследовательской деятельности в соответствующей области научных исследований. Жюри возглавляет председатель.

8.2. Жюри на всех этапах конкурса:

проводят экспертную оценку представленных на Конкурс научных работ и их очной защиты;

оформляют протоколы заседаний научных секций по форме согласно Приложению 3.

определяют состав победителей и осуществляют процедуру награждения.

8.3. Каждая работа может быть представлена только в одной секции в соответствии с темой представляемого исследования и согласно ранее составленной оргкомитетом программы Конкурса.

8.4. Очередность выступления участников Конкурса в каждой секции определяется членами жюри. Регламент выступления – 10 минут (7 минут – устный доклад, 3 минуты – ответы на вопросы жюри).

Жюри вправе остановить выступление участника Конкурса, превысившего установленный регламент.

8.5. На втором этапе Конкурса при защите работ имеют право присутствовать учащиеся, члены жюри и секретарь.

Жюри вправе остановить выступление участника Конкурса, превысившего установленный регламент.

8.6. Каждый член жюри оценивает работу индивидуально по форме согласно Приложению 3 по следующим критериям:

- методическая и научная грамотность (полнота и логическая последовательность изложения материала);

- оригинальность идеи (творческий подход к решению проблемы, нестандартность);

- решение поставленных задач;

- значимость полученных результатов (связь с практикой, перспективность использования практических материалов);

- владение темой (свободное ориентирование в специальной терминологии выбранной области исследования, умение грамотно отвечать на вопросы по теме исследования).

Максимально возможное количество баллов по каждому критерию –10.

Общее максимальное количество баллов за все критерии – 50.

Все баллы, полученные за работу и ее устную защиту, суммируются и образуют итоговый результат, на основании которого составляется рейтинг участников и определяются победители Конкурса в каждой секции.

8.7. Решение жюри конкурса в каждой секции об определении победителей является окончательным и оформляется итоговым протоколом в одном экземпляре, по форме согласно Приложению 4 настоящих условий. Оценочные ведомости являются внутренним документом Конкурса и не подлежат оглашению.

8.8. Апелляция и изменение результатов Конкурса после подведения итогов не предусмотрены.

 

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА И НАГРАЖДЕНИЕ.

9.1. На всех этапах Конкурса на основании итоговых протоколов жюри определяются победители, которые награждаются дипломами I, II и III степени:

на первом этапе – соответствующих государственных органов управления образованием областных и Минского городского исполнительных комитетов, Республиканского центра экологии и краеведения;

на втором этапе – Министерства образования.

9.2. Победители определяются и награждаются в каждой научной секции. В случае отсутствия работ по отдельным научным секциям, или недостаточного уровня представленных работ, оргкомитет имеет право не отмечать победителей в данной научной секции.

9.3. Число победителей на первом этапе Конкурса определяется оргкомитетом этого этапа в зависимости от количества научных секций.

На втором (заключительном) этапе Конкурса, каждый из участников занявший призовое место, награждается дипломом соответствующей степени:

I место – одно в каждой секции;

II место – два в каждой секции;

III место – два в каждой секции.

9.4. Участники второго этапа Конкурса, успешно защитившие свою работу, но не ставшие победителями получают сертификат участника.

9.5. Список победителей второго (заключительного) этапа Конкурса утверждается приказом Министерства образования.

9.6. Оргкомитет второго этапа Конкурса может ходатайствовать перед Советом специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов о поощрении победителей второго этапа Конкурса и их научных руководителей.

9.7. Руководители государственных органов управления образованием и Республиканского центра экологии и краеведения могут материально поощрить авторов научных работ – победителей Конкурса, а также премировать научных руководителей, иных работников, принявших участие в организации и проведении Конкурса.

9.8. Финансирование первого этапа конкурса осуществляется соответствующими государственными органами управления образованием за счет бюджетных средств, выделенных на образование.

9.9. Финансирование второго этапа Конкурса осуществляется в установленном порядке Министерством образования за счет средств республиканского бюджета, выделенных на проведение централизованных мероприятий.

 

10. ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ.

10.1. С целью отбора кандидатов в состав команд Республики Беларусь для участия в конкурсных мероприятиях международного уровня (олимпиадах, конкурсах, слетах и конференциях, и др.) на втором этапе Конкурса дополнительно проводится защита на английском языке заявленных на Конкурс в установленном порядке научных работ (проектов).

 Защита работы на английском языке не является обязательной для участников Конкурса и не является основанием для изменения итогов защиты научной работы на одном из государственных языков Республики Беларусь.

10.2. Члены жюри во время защиты на английском языке дополнительно оценивают уровень владения английским языком и проявленную активность в обсуждении докладов каждого из претендентов.

10.3. Итоговое решение жюри второго этапа Конкурса по результатам защиты научных работ учащихся на английском языке и на одном из государственных языков Республики Беларусь оформляется по форме согласно Приложению 5 и определяет кандидатов для участия в конкурсных мероприятиях международного уровня.

10.4. Первоочередным правом на включение в состав кандидатов для участия в конкурсных мероприятиях международного уровня обладают победители и призеры второго этапа конкурса по результатам защиты научных работ, как на английском языке, так и на одном из государственных языков Республики Беларусь.

10.5. Допускается включение в список кандидатов для участия в международных олимпиадах, конкурсах, слетах и конференциях участников второго этапа конкурса, получивших высокие оценки по результатам защиты на английском языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

ЗАЯВКА

на участие команды__________________ области, г. Минска,

          Республиканского центра экологии и краеведения

 

во втором этапе республиканского конкурса научных биолого-экологических работ/проектов учащихся учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи

 

По решению оргкомитета и жюри на второй этап республиканского конкурса научных биолого-экологических работ/проектов учащихся учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи направляются:

 

пп

Ф.И.О.

участника (полностью)

Класс

Название учреждения образования согласно Уставу

Домашний адрес и телефон

Ф.И.О. руководителя команды с указанием научной степени и звания (полностью)

Место на первом этапе Конкурса

 

 

Руководитель государственного органа                 

управления образованием или

командирующей организации

 

 

Председатель оргкомитета

 

 

Руководитель команды

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

о проведении первого этапа республиканского конкурса научных биолого-экологических работ/проектов учащихся учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи

в _________________________________ области, г. Минске,

Республиканском центре экологии и краеведения

 

1. В конкурсе участвовало:

 

 

Всего участников

В том числе

городских

сельских

 

2. Список всех участников первого этапа республиканского конкурса научных биолого-экологических работ/проектов  учащихся учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи:

 

пп

Ф.И.О.

участника (полностью)

Класс

Название учреждения образования согласно Уставу

Название работы

Название секции

Место на первом этапе Конкурса

 

3. Заключение по проведению первого этапа республиканского конкурса (составляется членами жюри).

4. Предложения (составляются членами жюри).

5. Председатель жюри (Ф.И.О. председателя жюри, ученая степень и звание, должность).

 

Председатель оргкомитета                              Председатель жюри

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

                         ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ ЧЛЕНА ЖЮРИ

                        (максимальная оценка по каждому критерию – 10 баллов)

 

пп

Ф.И.О. участника, название научной работы/проекта

Критерии оценки научной работы

Итоговое количество баллов

методическая и научная грамотность

 

оригинальность идеи

 

решение поставленных задач

 

значимость полученных результатов

 

свободное владение темой

 

 

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

6.

 

 

 

               

 

Член жюри _______________________                                   _____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Приложение 4

 

 

 

ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ

 

 

№ п/п

 

Ф.И.О. участника, название научной работы/проекта

Количество баллов

Место

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

 

Заключение по проведению секции:

 

Предложения Жюри

 

Председатель жюри        ________________

Секретарь оргкомитета   ___________________   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

СПИСОК КАНДИДАТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ

 

 

№ п/п

 

Ф.И.О. участника, название научной работы/проекта

Место/балл (защита на гос. языке)

Место/балл

(защита на англ.языке)

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

 

Комментарии:

 

 

 

 

 

 

Председатель жюри        ________________           ___________________

Секретарь оргкомитета   ___________________                  _________________________