МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI

РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

 

вул. Савецкая, 9,

220010, г. Мiнск

тэл. 327-47-36, факс 200-84-83

E-mail: root@minedu.unibel.by

 

ул. Советская, 9

220010, г. Минск

тел. 327-47-36, факс 200-84-83

E-mail: root@minedu.unibel.by

 

16.11.2017 № И-10-20/387

 

 

Управления образования

облисполкомов

 

Комитет по образованию

Минского горисполкома

 

О проведении республиканского

конкурса проектов «Энергия и среда обитания»

 

В соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2017 год, планом основных республиканских мероприятий учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» на 2017/2018 учебный год (далее – Центр) и с целью формирования экологической культуры, активной социальной позиции обучающихся по отношению к рациональному использованию природных ресурсов и бережному отношению к окружающей среде с ноября 2017 года по март 2018 года пройдет республиканский конкурс проектов «Энергия и среда обитания» (далее – республиканский конкурс).

Просим довести информацию о республиканском конкурсе до заинтересованных.

Дополнительную информацию можно получить по телефонам:   +375 17 369 32 07,  +375 17 267 01 38; на сайте Центра: www.eco.unibel.by.

 

 

Заместитель Министра                                                      Р.С.Сидоренко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 Драпакова 2226611

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь

_________Э.В.Томильчик

_______________ 2017 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении республиканского

конкурса проектов «Энергия и среда обитания»

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Положение о проведении республиканского конкурса проектов  «Энергия и среда обитания» (далее – конкурс) разработано в соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (гл. 4 п. 4.4 «Образование для устойчивого развития»), Инструкцией о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 59.

 

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА.

ЦЕЛЬ:

  • формирование экологической культуры, активной социальной позиции обучающихся по отношению к рациональному использованию природных ресурсов и бережному отношению к окружающей среде.

ЗАДАЧИ:

  • пропаганда образовательных, профессионально-педагогических и экологических инициатив, методов и технологий энергосбережения, сохранения окружающей среды;
  • развитие исследовательской деятельности и реализация инновационных образовательных проектов обучающимися и педагогами по вопросам возобновляемой энергетики и изменения климата;
  • активизация деятельности учреждений образования в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • стимулирование и поддержка творческой деятельности обучающихся и педагогов в области рационального использования природных ресурсов.

 

3. ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА.

Министерство образования Республики Беларусь;

учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения»;

управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома.

 

4. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА.

  • обучающиеся и педагоги учреждений общего среднего, профессионально-технического и дополнительного образования детей и молодежи (далее – учреждения образования);
  • педагогические работники учреждений дошкольного образования;
  • коллективы обучающихся и педагогов учреждений образования («Зеленая школа», «Школа ШПИРЭ» и др.), имеющие ресурсные центры как кластеры обучения, воспитания и пропаганды зеленого стиля жизни, достижения в практической деятельности в области охраны окружающей среды, изменения климата, внедрения энергосбережения, использования возобновляемых источников энергии.

 

5. СРОКИ И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.

5.1. Конкурс проводится в два этапа:

первый этап – областной, Минский городской (далее – отборочный этап);

второй – республиканский (далее – заключительный этап).

5.2. Отборочный этап конкурса проводится в период с ноября по март 2017/2018 учебного года.

Для проведения отборочного этапа управлениями образования облисполкомов и комитетом по образованию Минского горисполкома по областному территориальному принципу формируется организационный комитет и жюри.

Жюри оценивает работы и не позднее 10 марта 2018 года представляет в учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (г. Минск, ул. Макаенка, 8, 220114) на заключительный этап конкурса не более 10 лучших работ каждой номинации.

5.3. Заключительный этап конкурса проводится с 10 по 25 марта     2018 года.

Жюри заключительного этапа определяет победителей и призеров в каждой номинации конкурса.

5.4. Победители и призеры заключительного этапа конкурса представят презентации, проекты, видеоролики, занятия, воспитательные мероприятия на Республиканском детском фестивале наук, который состоится в марте 2018 года в учреждении образования «Республиканский центр экологии и краеведения».

5.5. Работы, принявшие участие в заключительном этапе конкурса, авторам не возвращаются.

 

6. НОМИНАЦИИ КОНКУРСА.

Номинации конкурса для обучающихся:

Номинация 1. Проекты по теме энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемой энергетике.

На конкурс представляются проекты, описывающие практический опыт использования энергии в учреждениях образования и в быту (проект должен включать обоснование выбора источника энергии, технологию его применения, описание возможностей его реализации на практике, результат). Также представляются макеты, приборы, экспонаты, демонстрирующие возможности энергосбережения и энергоэффективности, с описанием сконструированной модели, способов использования энергии солнца, ветра, воды или биомассы, полученные результаты.

Модели должны быть в рабочем состоянии, иметь инструкцию по применению, краткую техническую характеристику.

Номинация 2. Информирование общества по вопросам энергосбережения, охраны окружающей среды, рационального природопользования.

На конкурс представляется информационный продукт в виде видеоролика, который адресован конкретным целевым группам (детям, родителям, администрации учреждений образования, жителям, местной власти, бизнесу) и дает конкретные советы по экономному использованию природных ресурсов, энергосбережению, снижению воздействия на окружающую среду.

Видеоролики могут быть созданы при помощи педагогов и родителей. Рекомендуемые темы:

  • рациональное использование электроэнергии, воды, тепла, продуктов питания, бумаги и др.;
  • охрана окружающей среды, рациональное природопользование.

Конкурсная работа может быть выполнена одним либо двумя  обучающимися.

 

Номинация конкурса для педагогов:

Номинация 3. Педагогическая разработка.

На конкурс представляется конспект занятия объединения по интересам, воспитательного мероприятия, посвященного охране окружающей среды и рациональному природопользованию, которые можно применять на индивидуальном уровне, в масштабе учреждения образования, дома или местного сообщества.

Педагогическая разработка – логически  структурированный ход проведения занятия или воспитательного дела:

  • мероприятия, включающие поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты;
  • описание последовательно используемых педагогом методов и содержания в рамках конкретной организованной формы педагогического взаимодействия.

Педагогическая разработка должна быть индивидуальной работой, направленной на профессиональное совершенствование педагога, повышение качества подготовки занятия или воспитательного мероприятия.

 

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ  РАБОТ.

7.1. В номинациях  конкурса для обучающихся оцениваются:

  • актуальность выбранной темы;
  • практическая значимость проекта;
  • обоснованность применяемых методик;
  • получение практического результата;
  • аргументированность выводов и рекомендаций;
  • художественное оформление;
  • уровень сложности и самостоятельности выполнения проекта;
  • результативность реализации проекта.

7.2. В номинации конкурса для педагогов оцениваются:

  • ориентированность конспекта занятия объединения по интересам, воспитательного мероприятия на создание у детей и взрослых мотивации к практической деятельности;
  • использование интерактивных методов для вовлечения обучающихся в практическую деятельность, творчество, направленных на охрану окружающей среды, рациональное природопользование, использование возобновляемой энергии в результате предлагаемой педагогической разработки;
  • возможность тиражирования предлагаемых педагогических технологий.

 

8. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТ.

Каждая конкурсная работа должна сопровождаться следующей информацией: название номинации, название работы, наименование учреждения образования (область, район, полное название учреждения образования, юридический адрес). Обязательно полностью указывать собственное имя, отчество. Более подробная информация по оформлению работ размещена на сайте Центра: www.eco.unibel.by.

 

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА, НАГРАЖДЕНИЕ.

Устанавливается следующее количество призовых мест:

I место – одно в каждой номинации;

II место – два в каждой номинации;

III место – два в каждой номинации.

Победители и призеры конкурса награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь I, II, III степени.

Лучшие материалы будут изданы в информационно-методическом сборнике «Эковестник», рекомендованы для публикации в средствах массовой информации, экспонироваться в демонстрационном образовательном классе «Энергосбережение для нас и природы», Детской научно-экспериментальной лаборатории по изучению биоразнообразия и антропогенных факторов водных экосистем учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения».

 

Приложение 1

 

правила оформления работ/проектов на конкурс

 

Номинация 1. «Проекты по теме энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемой энергетике». 

В номинации представляются проекты, описывающие практический опыт использования энергии в учреждениях образования и в быту (проект должен включать обоснование выбора источника энергии, технологию его применения, описание возможностей его реализации на практике, результат).

В проекте должны быть отражены:

информационные атрибуты (название проекта, полное наименование учреждения образования, сведения об авторе и руководителе проекта, контактные телефоны, сроки реализации проекта);

введение (актуальность проекта: анализ ситуации, которая свидетельствует о необходимости принятия определенных мер) не более 0,5 страницы;

цель проекта;

задачи проекта (пути достижения цели);

объект/предмет исследования;

методы реализации проекта (способы и средства, с помощью которых выполняются задачи, и достигаются поставленные цели);

этапы реализации проекта (краткое описание деятельности по реализации проекта);

практический результат.

Текстовый материал принимается как документ в формате doc/docx с использованием стандартных шрифтов 12 кегля, со встроенными иллюстрациями и таблицами, не выходящими за границы печати. Объем работы – не более 6 страниц вместе с иллюстрациями. Общий размер документа без архивации – не более 300 Кб.

Предпочтение будет отдаваться представленным макетам, приборам, экспонатам, демонстрирующим возможности энергосбережения и энергоэффективности, с описанием сконструированной модели, способов использования энергии солнца, ветра, воды или биомассы, полученные результаты.

Модели должны быть в рабочем состоянии, иметь инструкцию по применению, краткую техническую характеристику.

Номинация 2. «Информирование общества по вопросам энергосбережения, охраны окружающей среды, рационального природопользования».

На конкурс представляется информационный продукт в виде видеоролика.

Видеоролик по пропаганде эффективного и рационального природопользования, охране окружающей среды, использования энергоресурсов должен быть продолжительностью не более 2 минут и представляется на электронном носителе.

Видеоролики могут быть представлены:

в формате AVI, (PAL DV,25 fps, 720*576) с доминирующим верхним полем (Upper field first). Файл должен быть скомпрессирован кодеком Matrox DV/DVcam; 

в форматах WMV, DiVX и MPEG-1, мультфильмы в формате Macromedia Gladh (SWF) и компьютерные игры принимаются при условии, если размер файла в архиве не превышает 1Мб. Видеоролик нужно загрузить на YouTube.

Звук:

формат WAV (48 kHz, 16 bit, 2 канала монографического сигнала). Пиковый допустимый уровень – не более 9 Дб.

Работы, принявшие участие в конкурсе, авторам не возвращаются.

Конкурсная работа может быть выполнена одним либо двумя учащимися.

Номинация 3. Номинация для педагогов Педагогическая разработка. 

В номинации конкурса для педагогов (конспект занятия объединения по интересам, воспитательного мероприятия, посвященного охране окружающей среды и рациональному природопользованию, которые можно применять на индивидуальном уровне, в масштабе учреждения образования, дома или местного сообщества) представляется на бумажном (папка-скоросшиватель) и электронном (CD (DVD) (R, RW)) носителях с титульным и сопроводительным листами.

Требования к работе на бумажном носителе:

введение (актуальность проблемы именно в местной ситуации) не более 0,5 страницы, конкретная цель, задача, которую решает автор, средства достижения, ожидаемые результаты методы решения в рамках конкретной организованной формы педагогического взаимодействия.

страницы нумеруются, начиная с первой после титульного листа;

размер верхнего поля листа – 2 см, левого – 3 см, правого – 1,5 см, нижнего – 2 см; первая строка в абзаце с отступом 1,5 см;

шрифт Аrial, размер 14 пт;

межстрочный интервал полуторный;

выравнивание производится по ширине с переносом слов;

текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур;

обязательны ссылки (в квадратных скобках) на используемую литературу;

печатный лист может быть двусторонним, каждый размещается в отдельном файле;

фотографии, схемы, диаграммы, рисунки оформляются приложениями;

на приложения должны быть ссылки в тексте;

подпись фото (рисунка, иллюстрации) выполняется курсивом и располагается под объектом (размер шрифта – 14 пт., перенос слов не допускается);

тексты могут включать таблицы, названия которых размещаются вверху (размер шрифта – 14 пт.);

презентации на бумажном носителе должны представляться в виде ”слайдов“ в формате ”6 штук на одной странице формата А4“. Файлы презентации должны быть выполнены в программе MS Power Point версии не старше 98-2003, максимальный размер презентации – 3-4 Мб.

Материал в электронном виде должен быть представлен в виде одного документа в формате WORD.

Не допускается представление ксерокопированного материала (за исключением фотографий, дипломов, грамот, печатных изданий автора работы или коллег из учреждения образования и т.д.)

 

Приложение 2

ФОРМА

 

Сопроводительный лист работы участника республиканского конкурса проектов ”Энергия и среда обитания“

 

Название номинации конкурса

 

Область/район/город

 

Наименование учреждения образования

 

Название работы

 

 

Наименование номинации

 

 

Количество участников

в номинации

 

ФИО номинанта конкурса

 

Контактные данные номинанта конкурса:

 

– мобильный телефон

 

– стационарный телефон

 

– адрес электронной почты

 

Контактные данные руководителя проекта:

 

– мобильный телефон

 

– стационарный телефон

 

– адрес электронной почты

 

Дата подачи конкурсной работы

 

 

Сопроводительный лист заполняется печатными буквами и прилагается ко всем видам работ, представляемым на конкурс в печатном и электронном виде.