Задание

 

Задание: участникам необходимо разработать методическую разработку занятия-игры до 25 февраля 2017 года.

 

Алгоритм выполнения

  1. Ознакомьтесь с информацией:

В современной образовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения, которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

Игровые педагогические технологии - это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесением с особенностями дидактической задачи.

 

Классификация игр

1)                По игровой методике:

предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация;

2)                По характеру педагогического процесса:

обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, тренинговые, воспитательные, продуктивные, диагностические, контролирующие, развивающие, творческие, обобщающие;

3)                По области деятельности:

интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые;

4)                По игровой среде:

без предметов, с предметами, компьютерные, технические, настольные, телевизионные, со средствами передвижения, комнатные, на местности.

 

Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, воспитанник сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации. Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и воспитанников. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих воспитанников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет воспитанникам получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогом, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем, и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ребенка в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах - реальном и условном (игровом).

Поскольку игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Рекомендуемая литература:

Винчевский, А.Е. Экологические игры от АПБ: методическое пособие/ Винчевский, А.Е. (и др.). – Минск, 2006 г.

Кашлев, С.С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся: пособие для педагогов/С.С. Кашлев. – Минск. Зорны верасень, 2007г.

Кашлев, С.С. Игры-путешествия с экологическим содержанием: пособие для учителя/ С.С. Кашлев. – Минск: НМ Центр, 1997г.

Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: пособие для воспитателей и учителей/Л.П. Молодова. – Минск: Асар, 1996. – 127с.

Самерсова, Н.В. Использование ролевой игры в процессе экологического образования детей и подростков: учебно-методические рекомендации/Н.В. Самерсова. – Минск, 1994.

Самерсова, Н.В. Непреходящая ценность природы: тематический цикл игр/Н.В. Самерсова, А.П. Бойко// Народная асвета: штомесячны навукова-педагагичны часопис. – 2006. - №4- с. 74-78.

Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – Минск. НИИ школьных технологий. 2005г.

Шмаков, С.А. Учимся игра: методическое пособие/С.А. Шмаков. – Москва: ЦГА, 2003. -127 с.

  1. Из предложенного перечня разновидностей игр, выберите наиболее подходящий для Вас вариант для написания методической разработки занятия-игры:

- игра-путешествие;

- деловая игра;

- интеллектуальная игра;

- квест-игра;

- познавательно-развлекательная игра;

-спортивно-познавательная игра;

- игра-викторина;

- познавательная игра;

- ролевая игра;

- турнир;

- занятие с дидактической игрой;

- КВН и др.

Можно предложить свой вариант!!!

 

  1. Методическая разработка занятия-игры должна содержать:

- титульный лист методической разработки (обязательно указывается возраст учащихся, кому предназначена разработка);

- цель и задачи методической разработки;

- план проведения занятия-игры;

- материально-техническое обеспечение;

- перечень методов (традиционные, интерактивные), название педагогической технологии, используемых при проведении занятия-игры;

- общая характеристика игры;

- участники игры;

- описание содержания педагогического взаимодействия по ходу реализации занятия-игры (приводится полное описание этапов игры, где четко прописывается взаимодействие «педагог-ученик», «ученик-ученик»: этап подготовки игры: проведение беседы с учащимися – что лучше делать? когда? где проводить?, педагог предлагает учащимся различные варианты взаимодействия и выясняет отношение учащихся к организации и проведению такого рода занятия; создание творческих групп по умениям, желаниям, интересам, составление плана проведения игры и общее описание игры, разработка сценария, распределение действующих лиц, договоренность об условиях и правилах консультации; выполнение заданий творческими группами; этап проведения игры  - это уже итог всей подготовительной работы творческих групп, позиция педагога во время проведения занятия-игры может быть разной: прямое руководство дела, участие в работе жюри, ведение одной из частей игры, выполнение роли «спасательной команды», если что-то не получается; этап анализа, рефлексии игры – основными вопросами для обсуждения, коллективного анализа являются следующие: что было хорошо? почему?, что не удалось осуществить? почему?, что надо учесть на будущее?)

- описание способов анализа, рефлексии итогов, результатов занятия-игры;

- список использованных источников при создании методической разработки занятия-игры (в соответствии с ГОСТом оформления библиографических записей).

 

Важно указать в разработке, что занятие-игра проводится на каком этапе: получения новых знаний, обобщающем по теме, разделу, курсу и т.д., или при проведении к.-л. внеклассного мероприятия!!!