Официальный сайт проекта SPARE →

SPARE (School Project for Application for Resourses and Energy), сеть национальных экологических общественных организаций. SPARE — это образовательная программа об энергетике и окружающей среде для детей 10-15 лет. А с 2012 года в проект включаются учащиеся 2-4 классов. Программа SPARE была инициирована Норвежским обществом охраны природы (Друзья Земли, Норвегия) в 1996 году. Год за годом Программа развивалась, адаптировалась и дополнялась активными педагогами, школьниками, экспертами и экологическими общественными организациями.

Школьный проект использования ресурсов и энергии - SPARE

Сегодня создана сеть национальных экологических общественных организаций, которые координируют программу SPARE в 13 странах. В каждой стране организация-координатор использует материалы и опыт SPARE для развития образовательной программы, адаптированной к национальной системе образования и энергетической ситуации.

Национальные координаторы взаимодействуют со школами и образовательными структурами, организуют сети сотрудничества, организуют мероприятия, осуществляют развитие SPARE. Одно из важнейших задач национальных координаторов — информационная, методическая и организационная поддержка местных учителей.

Национальные координаторы составляют международную сеть SPARE для обмена оптом реализации программы, развития новых методов, создания новых материалов и организации международных мероприятий.

SPARE работает в 17 странах Европы, Кавказа и Средней Азии. Национальные координаторы встречаются раз в год.

Идея

Идея программы SPARE — перейти от обсуждения глобальных проблем к практическим действиям школьников, их семей и местных сообществ. Мы работаем для снижения потребления энергии, получаемой сжиганием ископаемого топлива, путем множества местных акций во многих странах.

SPARE помогает найти ответ на вопрос: как можно удовлетворить нашу потребность в энергетических услугах (для отопления, освещения, транспорта и т.д.) без чрезмерных и опасных последствий для природы. Это частично зависит от доступных энергосресурсов, но также зависит от стиля жизни, технологий использования энергии (в том числе в коммунальном сервисе) и от просвещенности пользователей энергетическими услугами.

Школьники, участвуя в программе SPARE, представляют свои результаты и достижения в области рационального использования энергии не только в школах, но также дома, для родственников, друзей и соседей.

Цель SPARE — образование школьников в области энерго-эффективности через междисциплинарное обучение и практическую деятельность. На идеологической основе проекта: думай глобально, действуй локально, — базируются специально разработанные для SPARE беззатратные энергосберегающие меры и мероприятия. Эти меры актуальны для решения проблем, характерных для большинства регионов в комплексе или частично:

— изобилие энергии и как результат — излишнее потребление;
— неэффективная централизованная система и как результат — большие энергопотери;
— слабо развитая энергосистема и как результат — острый дефицит энергии на местах.

SPARE дает основу для поиска решений этих проблем в интересах сегодняшнего и будущих поколений.

В каждой стране есть экологические общественные организации, отвечающие за реализацию программы SPARE. Важная миссия SPARE — усиление компетенции общественных организаций, их роли в решении энергетических проблем и развитии образования в своих странах.

История

Программа SPARE была создана Норвежским обществом охраны природы в 1996 году. С тех пор программа осуществлялась и развивалась школами и экологическими общественными организациями во многих странах Европы, в ней участвовали более 50 тысяч школьников. Общественные организации и школы Северо-запада России (Мурманской области, Карелии, Санкт-Петербурга и Ленинградской области) участвуют в SPARE с первого года работы программы.

Первое пособие SPARE было предназначено для Скандинавии, Западной и Центральной Европы. Оно было переведено на 10 языков.

С годами содержание информационно-методических материалов развивалось с учётом опыта учителей-энтузиастов, принимавших участие в проекте.

Сейчас пособия SPARE существуют на многих языках в виде печатных версий, на CD и в интернете. 

Содержание проекта

SPARE — это гораздо больше, чем обычная школьная программа, так как не только дает знания, но и приглашает школьников к проведению самостоятельных исследований, стимулирует интерес к применению разных научных достижений. SPARE помогает на практике повысить эффективность использования энергии в школе и дома. Результаты исследований и практических находок школьников в области энергоэффективности могут быть полезны родителям, друзьям и соседям.

Деятельность SPARE на национальном уровне координируется общественными организациями в сотрудничестве со школами и другими общественными институтами. Она включает внедрение новых подходов к образованию «для устойчивого развития», распространение образовательных материалов, разнообразные формы деятельности по вовлечению детей и взрослых в практическую деятельность по энергосбережению.

SPARE не только дает инструмент для практической деятельности, но и формирует активную социальную позицию школьников, дает им ощущение общих действий с ребятами из многих стран. Их вклад востребован как настоящим, так и будущим, когда они станут просвещенными и ответственными взрослыми людьми.

Деятельность в рамках международной программы SPARE создаёт условия для плодотворного сотрудничества на региональном уровне между школой, представителями властных структур и экологическими НПО, способствует формированию гражданского общества.

SPARE дома

Основными участниками проекта являются учащиеся, но, опосредованно, частью этой деятельности становятся и взрослые родственники, члены семей, соседи, которые вовлекаются в измерения энергопотребления дома, в обсуждение результатов, в поиски путей экономии тепла и электричества. Дети могут поделиться со взрослыми знаниями, полученными в проекте: как сберечь тепло в квартире, как лучше изолировать окна и двери, как экономить электроэнергию. Хорошо, если школьники вместе с членами семьи спланируют, какие меры энергосбережения они могут применить у себя дома, какой эффект это принесет.

О своих результатах энергосбережения дома школьники могут рассказать на родительском собрании в классе, в школе — чтобы заинтересовать других родителей.

При этом школьники чувствуют свою значимость в семье, важность информации, которую они получили в проекте SPARE.

SPARE в школе

Если у вас есть интерес и воображение, вы можете использовать разнообразные методы работы со школьниками для исследования и применения на практике мер энергосбережения.

Авторы программы SPARE основное внимание уделили практической деятельности, хотя теория также включена в методические материалы программы.

Конечно, школа школе рознь и методы преподавания одного учителя отличаются от методов преподавания другого. Нужно отметить, что очень часто именно практическая деятельность наиболее эффективно организовывает и сплачивает учеников.

Учителя могут использовать все свое творчество во время уроков. На занятиях и во внеклассной работе используются:

— Работа в группах по темам, связанным с энергией (междисциплинарная).
— Проведение разнообразных конкурсов.
— Лекции специалистов.
— Проведение экскурсии.
— Организация выставо.
— Театральные постановки.
— Проведение ролевых игр.
— Составление карт энергетических объектов.
— Игра в детективов (например, расследование энергозатрат для производства и транспортировки еды, или, пути получения и трансформации энергии, которая используется при включении лампочки в классе).

Местный уровень

Программа SPARE ставит целью распространение идей устойчивой энергетики и методов энергосбережения во всем обществе. Группа школьников, которая принимает участие в SPARE может сделать многое для распространения идей и методов энергосбережения на местном уровне — в своем районе, в городе, в поселке и в селе.

Чтобы привлечь внимание окружающих, учащиеся могут использовать разнообразные методы:

— Исследуя потребление энергии и возможности энергосбережения дома, дети привлекают тем самым всех членов семьи к сбережению энергии.
— Чтобы распространить информацию о проекте SPARE и результатах в своем микрорайоне, школьники могут размещать листовки, рисунки, стенгазеты, в витринах магазинов, в библиотеках.
— Участники SPARE могут взаимодействовать с местной властью и политиками, приглашать их на семинар или встречу в школу, где вы расскажете о своих находках и зададите им вопросы.
— Пригласите на семинар своих коллег педагогов из других школ и УДО района, города, Поделитесь опытом работы в SPARE, подумайте о совместных действиях.
— Важно приглашать журналистов на свои мероприятия, предлагать им свои результаты для публикации.

Часто координаторы SPARE берут на себя инициативу и организовывают мероприятия, которые наверняка привлекут внимание общественности. Например, в Санкт-Петербурге на протяжении многих лет проводится День Альтернативной Энергетики — день открытых дверей, на который приглашают школьников, родителей, работников школ, представителей власти и бизнеса, заинтересованных жителей и т.д., для того, чтобы представить результаты деятельности детей по проекту SPARE, а также обсудить возможности и проблемы, которые касаются способов энергосбережения.

Некоторые школы также приглашают другие школы — своих соседей, которые не принимают участия в проекте SPARE и рассказывают им о проекте и что те могут сделать в других школах, чтобы сберечь энергию.

Некоторые школы с помощью общественных организаций, SPARE координаторов, начинают сотрудничать с бизнесом, с центрами энергоэффективности в области энергосбережения.

Национальный уровень

Программа SPARE ставит своей целью распространение идей устойчивой энергетики и методов энергосбережения во всем обществе. Поэтому распространение SPARE в стране целесообразно строить совместно с Министерством Образования. Ведущая общественная организация может обратиться в МО с предложением инициировать информационное письмо в региональные образовательные структуры о важности внедрения программы SPARE в образовательные курсы (факультативы, дополнительное образование).

Национальные координаторы сотрудничают с Институтами переподготовки учителей. Такая работа хорошо организована в Украине, России и Узбекистане.

Для развития проекта важно разработать национальную версию SPARE на национальном языке, с учетом энергетических, социальных, культурных особенностей страны. Вы можете посмотреть на национальные версии, изданные в разных странах: Украине, Молдове/Румынии, Беларуси, Азербайджане, Армении, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане.

Кроме сотрудничества с правительством, публикации и распространения материалов на национальном уровне, координаторы SPARE организовывают различные мероприятия национального уровня: конференции для всех участников программы SPARE (пример — Казахстан 2004), тренинги для местных координаторов, семинары для учителей, национальные и региональные конкурсы для детей, информационные мероприятия: пресс-конференции, акции, интервью средствам массовой информации.

Многие координаторы создают национальные сети с участием местных координаторов и других организаций, которые оказывают помощь в распространении их работы. Это важно, если страна очень большая, или инфраструктура связи и транспорта развита не полностью. Очень хорошо, если координаторам удастся организовать письмо-рекомендацию по проекту SPARE от Министерства Образования на места.

SPARE направлена на внедрение практических мер энергосбережения и энергоэффективности. Поэтому важно установление сотрудничества с различными организациями на национальном уровне (наука, бизнес, государственные организации), работающими в этом направлении.

Программа SPARE может дать дополнительный эффект на национальном уровне. Например, в Кыргызстане национальный координатор использовал SPARE для пропаганды солнечной энергетики в стране. Сейчас наряду со SPARE он ведет большой проект по распространению солнечных коллекторов для нагревания воды для домашних нужд. Курсы по самостоятельной установке коллекторов будут проводиться в школах, которые участвуют в SPARE.