Положение о республиканском конкурсе школьных проектов по энергоэффективности ”Энергия и среда обитания“ на 2015 - 2016 год.(скачать)

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

 

                              В.В. Якжик

 

08 октября 2015 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о республиканском конкурсе школьных проектов

по энергоэффективности ”Энергия и среда обитания“

на 2015 - 2016 год

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

1.1. Настоящее положение о республиканском конкурсе школьных проектов по энергоэффективности ”Энергия и среда обитания“ (далее – конкурс) разработано в соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (гл.4 п. 4.4 ”Образование для устойчивого развития“).

1.2. Цель конкурса:

формирование активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию энергоресурсов и бережному отношению к окружающей среде.

1.3. Основные задачи конкурса:

стимулирование творческой деятельности педагогов и учащихся по энергосбережению;

активизация исследовательской деятельности обучающихся и педагогических работников по вопросам изменения климата и энергетики;

развитие методов образования по теме энергосбережения, энергоэффективности и изменения климата;

пропаганда методов экономии энергоресурсов.

1.4. Организаторы конкурса:

Министерство образования Республики Беларусь;

учреждение образования ”Республиканский центр экологии и краеведения“;

управления образования облисполкомов (комитет по образованию Минского горисполкома).

1.5. Организационно-методическое сопровождение конкурса обеспечивают организационный комитет (далее – оргкомитет) и жюри.

2. Участниками конкурса могут быть учащиеся и педагоги учреждений образования, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы общего среднего образования и общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, а также образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи по профилям (далее – учреждения образования):

имеющие достижения в практической деятельности в области изменения климата, внедрения энергосбережения, использования возобновляемых источников энергии для местных нужд;

заинтересованные в развитии образования школьников и просвещении населения по вопросам эффективного использования и сбережения энергии.

 

II. НОМИНАЦИИ КОНКУРСА

3. Номинации конкурса для учащихся:

Номинация 1. Проекты по теме энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемой энергетике.

На конкурс представляются проекты:

по внедрению энергосбережения и энергоэффективности в школе, в доме, в районе (проект должен рассматривать реально существующие объекты), предлагаемые методы и технологии для более эффективного и экономного использования энергии, а также обоснование осуществления этого проекта и его результаты;

по энергоснабжению с использованием возобновляемых источников энергии (проект должен включать обоснование выбора источника энергии, технологию его применения, а также описание возможной его реализации на практике и прогнозируемый результат). 

 

Номинация 2. Информирование общества/пропаганда энергоэффективности.

На конкурс представляется информационный продукт, созданный учащимися, который адресован конкретным целевым группам (детям, родителям, администрации учреждений образования, жителям, местной власти, бизнесу) и дает конкретные советы по практическими действиям для снижения выбросов парниковых газов в школе, дома, в масштабах всего местного сообщества (городской микрорайон, район, поселок). В регистрационной форме (в аннотации) указывается, кому адресован продукт.

Конкурсная работа/проект может быть выполнена одним либо двумя учащимися в виде листовки, плаката, рисунка, презентации ppt, видеоролика.

 Номинация 3. Педагогическая разработка. Практический урок ”Сохраним климат с помощью простых энергетических решений“.

На конкурс представляется конспект урока/факультатива/занятия объединения по интересам (это может быть фрагмент занятия до 1-2 часа, в т.ч. видео-урок), посвященного практическим энергетическим решениям, которые можно предпринять на индивидуальном уровне, в масштабе школы, дома или местного сообщества для снижения выбросов парниковых газов.

Работы представляются на конкурс в строгом соответствии с требованиями (приложение 1). 

 

III. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

5. Отборочный (областной) этап конкурса (далее – отборочный этап) проводится в период с октября по январь 2015/2016 учебного года.

6. Для проведения отборочного этапа управлениями образования облисполкомов и комитетом по образованию Минского горисполкома по областному территориальному принципу формируются организационный комитет и жюри отборочного этапа.

7. На основании критериев оценки, изложенных в главе IV настоящего положения, жюри отборочного этапа оценивает работы и не позднее 25 февраля 2016 года представляет в учреждение образования ”Республиканский центр экологии и краеведения“ (г. Минск, ул. Макаенка, 8, 220114) на республиканский (заключительный) этап конкурса не более 20 работ каждой номинации.

8. Республиканский (заключительный) этап конкурса (далее – заключительный этап) проводится с 25 февраля по 25 марта 2016 года.

9. Жюри заключительного этапа определяет победителей республиканского (заключительного) этапа конкурса в каждой номинации и представляет информацию о победителях в организационный комитет для награждения.

10. Организационный комитет республиканского (заключительного) этапа организует очную защиту проектов учащихся и информационных продуктов, педагогических разработок в присутствии членов жюри и церемонию награждения победителей (одно I место) и призеров (два II и три III места) конкурса в каждой номинации.

IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСных работ/проектов

11. При оценивании конкурсных работ/проектов принимается во внимание актуальность выбранной темы, обоснованность применяемых методик при выполнении проекта, получение практического результата, аргументированность выводов и рекомендаций, качество оформления проекта.

12. В номинациях конкурса для учащихся оцениваются:

оригинальность исполнения и художественное оформление;           уровень сложности и самостоятельности выполнения проекта соответствующий возрасту авторов;

практическая значимость проекта;

результативность реализации проекта (насколько реализация проекта помогает снизить выбросы парниковых газов).

13. В номинации конкурса для педагогов оцениваются:

ориентированность конспекта урока/факультатива/занятия объединения по интересам на создание у детей и взрослых мотивации к практической деятельности;

возможность тиражирования предлагаемых педагогических технологий;

использование интерактивных методов для вовлечения детей в дискуссии, творчество, деятельность, направленную на сбережение энергии или использование возобновляемой энергии в результате предлагаемой педагогической разработки.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА

14. Защита проектов (очная) и подведение итогов конкурса пройдут в апреле 2016 года в учреждении образования ”Республиканский центр экологии и краеведения“.

15. Победители и призеры конкурса, защитившие проекты в каждой номинации, награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь I, II, III степени.

В церемонии награждения победителей участвуют члены оргкомитета, члены жюри, участники заключительного этапа конкурса, а также представители общественности, средств массовой информации.

16. По итогам конкурса лучшие материалы публикуются в тематическом сборнике, распространяются на электронных дисках, могут издаваться в виде отдельных брошюр.

Приложение 1

 

правила оформления работ/проектов на конкурс

Номинация 1. ”Проекты по теме энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемой энергетике“.

 В номинации представляются проекты, описывающие практические предложения по более эффективному использованию энергоресурсов в учреждениях образования и в быту, а также проекты с описанием возможности получения энергии для местных нужд, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии.

В проекте должны быть отражены:

информационные атрибуты (название проекта, полное наименование учреждения образования, сведения об авторе и руководителе проекта, контактные телефоны, сроки реализации проекта);

введение (актуальность проекта: анализ ситуации, которая свидетельствует о необходимости принятия определенных мер) не более 0,5 страницы;

цель проекта;

задачи проекта (пути достижения цели);

объект/предмет исследования;

предполагаемый результат;

методы реализации проекта (способы и средства, с помощью которых выполняются задачи и достигаются поставленные цели);

этапы реализации проекта (краткое описание деятельности по реализации проекта);

основные виды ресурсов проектной деятельности:

интеллектуальные (квалификация персонала);

информационные (наличие материалов, программ, публикаций, отражающих деятельность по данной проблеме);

технологические (используемые технологии, планы);

материальные;

технические (база, оборудование).

Текстовый материал принимается как документ в формате doc/docx с использованием стандартных шрифтов 12 кегля, со встроенными иллюстрациями и таблицами, не выходящими за границы печати. Объем работы – не более 6 страниц вместе с иллюстрациями. Общий размер документа без архивации – не более 300 Кб.

Названия файлов должны совпадать с названиями, указанными в заявке и сопроводительном листе.

К внешней стороне диска должен быть прикреплен лист с контактной информацией согласно приложению 2.

Требование к версии для просмотра:

320*240 пикселей или 640*480 пикселей в формате mpeg 1 или mpeg 4.

 Номинация 2. ”Информирование общества/пропаганда энергоэффективности: (листовка, плакат, рисунок, презентация, видеоролик)“

Листовка по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов и предотвращения изменения климата представляется на бумажном и электронном носителе в форматах PDF (программа Acrobat Reader), CDR (программа Corel Draw), INDD (программа Indesign) или JPEG (с разрешением не менее 300 dpi).  

Рекомендуемый формат – А4.

Плакат по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов и предотвращения изменения климата представляется на бумажном и электронном носителе в форматах PDF (программа Acrobat Reader), CDR (программа Corel Draw), INDD (программа Indesign) или JPEG (с разрешением не менее 300 dpi).  

Рекомендуемый формат плаката  – А1.

Рисунок по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов и предотвращения изменения климата предоставляется на бумажном носителе формата А2 или А3.

Презентации принимаются в формате MS Power Point, документы Adobe PDF, размером не более 1 Мб.

Видеоролик рекламный по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов продолжительностью не более 2 минут представляется на электронном носителе, на дисках CD (DVD) (R, RW) в пластиковой коробке.

Название файлов должны совпадать с названиями, указанными в заявке и сопроводительном листе.

К внешней стороне диска должен быть прикреплен лист с контактной информацией.

Видеоролики могут быть представлены:

в формате AVI, (PAL DV,25 fps, 720*576) с доминирующим верхним полем (Upper field first). Файл должен быть скомпрессирован кодеком Matrox DV/DVcam; 

в форматах WMV, DiVX и MPEG-1, мультфильмы в формате Macromedia Gladh (SWF) и компьютерные игры принимаются при условии, если размер файла в архиве не превышает 1Мб. Видеоролик нужно загрузить на YouTube.

Звук:

формат WAV (48 kHz, 16 bit, 2 канала монографического сигнала). Пиковый допустимый уровень – не более 9 Дб.

Работы, принявшие участие в конкурсе, авторам не возвращаются.

Комплект материалов должен включать заполненную регистрационную форму на одну страницу. Рекомендуется использовать архиваторы RAR или ZIP.

Материалы, не удовлетворяющие данным требованиям, рассматриваться не будут.

 Номинация 3. Номинация для педагогов Педагогическая разработка. Практический урок ”Сохраним климат с помощью простых энергетических решений“.

В номинации конкурса для педагогов работы представляется  на бумажном (папка-скоросшиватель) и электронном (CD (DVD) (R, RW)) носителях с титульным и сопроводительным листами.

Требования к работе на бумажном (папка-скоросшиватель) носителе:

введение (актуальность проблемы именно в местной ситуации) не более 0,5 страницы, конкретная задача, которую решает автор, методы решения, результат, как это влияет на изменение климата.

страницы нумеруются, начиная с первой после титульного листа;

размер верхнего поля листа – 2 см, левого – 3 см, правого – 1,5 см, нижнего – 2 см; первая строка в абзаце с отступом 1,5 см;

шрифт Аrial, размер 14 пт;

межстрочный интервал полуторный;

выравнивание производится по ширине с переносом слов;

текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур;

обязательны ссылки (в квадратных скобках) на используемую литературу;

печатный лист может быть двусторонним, каждый размещается в отдельном файле;

фотографии, схемы, диаграммы, рисунки оформляются приложениями;

на приложения должны быть ссылки в тексте;

подпись фото (рисунка, иллюстрации) выполняется курсивом и располагается под объектом (размер шрифта – 14 пт., перенос слов не допускается);

тексты могут включать таблицы, названия которых размещаются вверху (размер шрифта – 14 пт.);

презентации на бумажном носителе должны представляться в виде ”слайдов“ в формате ”6 штук на одной странице формата А4“. Файлы презентации должны быть выполнены в программе MS Power Point версии не старше 98-2003, максимальный размер презентации – 3-4 Мб.

Материал в электронном виде должен быть представлен в виде одного документа в формате WORD.

Не допускается представление ксерокопированного материала (за исключением фотографий, дипломов, грамот, печатных изданий автора работы или коллег из учреждения образования и т.д.)

 

Приложение 2

ФОРМА

 

Сопроводительный лист работы участника республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности ”Энергия и среда обитания“

 

Название номинации конкурса

 

Область/район/город

 

Наименование учреждения образования

 

Название работы

 

 

Наименование номинации

 

 

Количество участников

в номинации

 

ФИО номинанта конкурса

 

Контактные данные номинанта конкурса:

 

– мобильный телефон

 

– стационарный телефон

 

– адрес электронной почты

 

Контактные данные руководителя проекта:

 

– мобильный телефон

 

– стационарный телефон

 

– адрес электронной почты

 

Дата подачи конкурсной работы

 

 

Сопроводительный лист заполняется печатными буквами и прилагается ко всем видам работ, представляемым на конкурс в печатном и электронном виде.